ЕЭК выявила дискриминацию «Яндексом» конкурентов

За это нарушение компании уже грозит штраф в России в размере более 4 млрд рублей
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Департамент антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) завершил расследование практики дискриминации бизнеса со стороны цифровых экосистем, следует из текста определения, вынесенного по итогам расследования. «Ведомости» ознакомились с копией документа, его подлинность подтвердил директор департамента Алексей Сушкевич. ЕЭК – регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который наряду с Россией входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Решения комиссии обязательны для исполнения в государствах – членах ЕАЭС.

В результате проведенного расследования антимонопольный орган ЕАЭС пришел к выводам о наличии у «Яндекса» доминирующего положения на рынке услуг рекламы в поисковой выдаче на территории России. Также экспертами ЕЭК были выявлены «признаки нарушений» «Яндексом» правил конкуренции. Эти нарушения, как следует из документа, выражаются, во-первых, в создании преимущественных условий показа информации о собственных сервисах с использованием обогащенных ответов (так называемых «колдунщиков» – это виджеты и текстовая информация на странице с результатами поиска. – «Ведомости»).

«Это приводит к вытеснению рекламных блоков в результатах поисковой выдачи в пользу сервисов ООО «Яндекс». Во-вторых, [нарушения выражаются] в закреплении в пункте 3.3.3 Правил показа «Яндекс.Директ» положения, согласно которому у ООО «Яндекс» имеется возможность отказать рекламодателю в показе его рекламного объявления в результатах поисковой выдачи в связи с вытеснением рекламы блоком с информацией о сервисах и продуктах ООО «Яндекс», – говорится в определении.

Также признаком нарушения общих правил конкуренции эксперты ЕЭК, как следует из документа, сочли то, что «Яндекс» предоставляет доступ к партнерским обогащенным ответам на условиях передачи данных сторонних ресурсов и только при условии обязательного использования «Яндекс.Метрики» и платежного сервиса компании Yandex Pay.

ЕЭК, как отметил Сушкевич, в ходе своего расследования изучала деятельность и других компаний, в том числе Google, у которого также есть такой инвентарь, как «колдунщики»: «Но Google предоставляет доступ к обогащенным ответам конкурирующим сервисам, в том числе за плату».

Указанные действия «Яндекса» могут привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов других лиц, резюмируют эксперты ЕЭК. Однако, поскольку установить доминирующее положение «Яндекса» на исследуемом рынке на территории двух и более государств – членов ЕАЭС в ходе расследования не удалось, у ЕЭК в таком случае отсутствуют компетенции и основания для возбуждения дела, а пресечение выявленных нарушений относится к компетенции уполномоченных органов государств – членов ЕАЭС, пояснил Сушкевич: «В данном случае уполномоченный орган – Федеральная антимонопольная служба России (ФАС). Все материалы расследования переданы ФАС».

«Ведомости» направили запрос в ФАС, но на момент публикации служба на него не ответила. «Мы не получали от ЕЭК каких-либо документов, поэтому прокомментировать их выводы по существу не можем», – заявил «Ведомостям» представитель «Яндекса».

Ранее ФАС уже рассматривала дело о «колдунщиках» «Яндекса» по жалобе, которую ряд компаний направили в службу в августе 2020 г. По утверждениям заявителей, в числе которых были онлайн-кинотеатр ivi, сервисы Avito, ЦИАН, Profi.ru, 2ГИС и др., «Яндекс» в поисковой выдаче отдавал приоритет собственным сервисам, продвигающим товары и услуги с помощью «колдунщиков». Другие сервисы, как утверждали заявители, такой возможности были лишены. В феврале 2021 г. ФАС согласилась с доводами заявителей и потребовала от «Яндекса» до 1 апреля прекратить практику дискриминационных условий. «Яндекс» просил службу об отсрочке исполнения предупреждения и в указанный срок его не исполнил. ФАС отказала «Яндексу» и 13 апреля 2021 г. возбудила дело в отношении компании.

Если факт ограничения конкуренции со стороны «Яндекса» будет установлен, ему грозит «оборотный штраф от суммы выручки на рынке» (штраф, исчисляемый пропорционально выручке компании), сообщала ранее ФАС. В августе служба продлила сроки рассмотрения дела. Потенциальная сумма, которую «Яндексу» придется потратить на решение нормативно-правовых вопросов, в том числе рассмотрение ФАС административного дела о «колдунщиках», может составить почти 4,4 млрд руб., следует из отчета за II квартал Yandex N.V. (головная структура «Яндекса»).

В мае 2021 г. «Яндекс» открыл обогащенные ответы для партнеров. Но для того чтобы пользоваться ими, компания должна передать «Яндексу» информацию о своих пользователях, а для авторизации и оплаты использовать сервисы и системы «Яндекс.Метрика», «Яндекс ID» и Yandex Pay, что устроило далеко не всех. В июне «Яндекс» подал в суд иск к ФАС о признании решений и действий службы незаконными. Суд несколько раз переносился. На заседании 24 ноября «Яндекс» заявил ходатайство об отложении «в целях мирного урегулирования спора». Суд принял его и назначил новую дату рассмотрения на 20 декабря 2021 г.

По итогам расследования, проведенного антимонопольным органом ЕАЭС, ФАС, возможно, придется повторно рассматривать вопрос о «колдунщиках», предполагает зампред комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов: «Проблемы особой нет, поскольку в госорганы у нас можно обращаться с тождественными заявлениями сколько угодно раз. Другой вопрос, что решение ФАС, скорее всего, будет предопределено позицией, которую служба заняла ранее».

С Семеновым соглашается владелец юридической компании «Катков и партнеры» Павел Катков: «Думаю, российское антимонопольное ведомство будет делать ровно то, что делало ранее, и не будет менять свою политику по отношению к «Яндексу».