Роскомнадзор начинает наказывать за мат и секс в онлайн-кинотеатрах
Первый штраф может получить MegogoРоскомнадзор в четверг, 11 ноября, пригласил представителя видеосервиса Megogo для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.7.10-2 КоАП РФ, следует из обращения регулятора («Ведомости» ознакомились с его копией). За неисполнение требований регулятора грозит штраф от 200 000 до 400 000 руб., если он будет выписан руководителю компании. И от 600 000 до 1 млн руб., в случае если он будет выписан на юрлицо.
В пресс-службе Роскомнадзора «Ведомостям» сообщили, что в этом году в отношении владельца АВС (аудиовизуального сервиса) были действительно составлены протоколы «за неисполнение требования по устранению выявленных нарушений законодательства в части распространения материалов, содержащих нецензурную брань». Однако, о каком видеосервисе идет речь, представитель регулятора не уточнил.
Выявленные Роскомнадзором нарушения законодательства – нецензурная брань и эксплуатация темы секса в фильме «Никто не знает про секс», размещенном на Megogo, указано в письме регулятора (его копия также есть в распоряжении «Ведомостей»). Кроме того, этот фильм имеет возрастную маркировку 16+, а такой контент должен сопровождаться знаком 18+. Регулятор потребовал от видеосервиса устранить выявленные нарушения.
«Никто не знает про секс» – российская комедия. По сюжету главный герой – Егор – живет в тайге, и все его знания о мире ограничиваются рассказами деда-охотника. Но, влюбившись в известную телеведущую, отправляется в Москву, где встречает свою любовь и узнает, что такое секс. Фильм вышел в прокат в 2006 г. И, как следует из реестра прокатных удостоверений фильмов Минкультуры, тогда ему была присвоена возрастная маркировка 16+.
Гендиректор Megogo Виктор Чеканов отказался комментировать факт получения приглашения в Роскомнадзор для составления протокола. По его словам, видеосервис при маркировке фильма «Никто не знает про секс» ориентировался на данные прокатного удостоверения Минкультуры. Тем не менее возрастная маркировка указанного фильма на видеосервисе была изменена на 18+, а мат – запикан, добавил Чеканов: «Какие требования мы не исполнили – пока не совсем ясно».
Письма с аналогичными требованиями – о необходимости ограничить мат и меньше показывать секс, в первую очередь подростковый – получили и другие видеосервисы – ivi, Start, Kion и др., рассказали «Ведомостям» их сотрудники. Представители ivi, Start и Kion отказались от официальных комментариев.
Кроме того, в конце октября руководитель комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн сообщил, что на заседании общественного совета Роскомнадзора обсуждалось предложение распространить запреты, касающиеся телевизионных каналов, на кабельные каналы и на аудиовизуальные сервисы. «Поправки как таковые в настоящее время не сформированы, речь идет только о концептуальном предложении. В какой форме и какие ограничения распространять – это уже вопрос дискуссионный, но сам подход я поддерживаю», – сказал Хинштейн агентству «Интерфакс».
Требования Роскомнадзора ставят российские и зарубежные видеосервисы в неравные условия, считает топ-менеджер крупного видеосервиса: «Netflix пока не внесен в реестр аудиовизуальных сервисов, и на него требования регулятора распространяться не могут. Хотя на этом сервисе присутствует много контента, в том числе с подростковым сексом». Дополнительные ограничения для легальных площадок повысят интерес зрителей к пиратским ресурсам, где фильмы и сериалы будут показываться без цензуры, считает руководитель другого крупного видеосервиса.
На использование мата в видеоматериалах онлайн-кинотеатров не могут быть наложены те же ограничения, которые действуют для СМИ, потому что совершеннолетний человек абсолютно свободно и по собственной воле вступает в гражданско-правовые отношения с видеосервисом, к примеру оформляя на него платную подписку, считает управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко. Договор, который заключают видеосервисы с пользователем, действительно содержит пункт о том, что покупку подписки осуществляет совершеннолетний, подтверждает Чеканов. По его словам, у большинства онлайн-кинотеатров есть функция «родительский контроль»: «И ограничение доступа к взрослому контенту – это зона ответственности родителей».
Если аудиовизуальный сервис при маркировке контента ориентировался на экспертизу, которая указана в прокатном удостоверении фильма, то он точно не виноват и штраф не совсем адекватная мера наказания в этом случае, добавляет Кравченко: «Есть ощущение, что сейчас задача Роскомнадзора заключается в формировании вертикали управления российскими онлайн-кинотеатрами. Государство хочет, чтобы видеосервисы выполняли любые его требования, в том числе неформальные».
Законодательные требования к телеканалам и аудиовизуальным сервисам необходимо унифицировать, в свою очередь считает директор Института современных медиа Кирилл Танаев: «Онлайн-кинотеатры теперь выступают как средства широкой массовой коммуникации и развлечений, поэтому требования к ним закономерно становятся строже. Не стоит забывать, что телевидение сейчас тоже распространяется в интернете. Будет странно в такой ситуации давать видеосервисам больше свободы».