Издательства пожаловались в Роскомнадзор на пиратство в Instagram

Соцсеть впервые вошла в топ-3 площадок по количеству ссылок на нелегальные копии книг
Евгений Разумный, Максим Стулов / Ведомости
Евгений Разумный, Максим Стулов / Ведомости

Ассоциация по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ, представляет интересы крупных российских издательств – АСТ, «Эксмо», «Альпины», МИФ, «Азбука-Аттикус» и др.) попросила Роскомнадзор привлечь к административной ответственности Facebook Inc., следует из заявления ассоциации регулятору. Поводом для обращения издательств к регулятору стало массовое пиратство книг в принадлежащей Facebook соцсети Instagram и неудаление ссылок на нелегальные копии произведений (ч. 2 ст. 13.41 КоАП РФ). Пользователи Instagram размещают как видео с аудиокнигами в качестве звуковых дорожек, так и ссылки на сторонние ресурсы. «Ведомости» ознакомились с копией письма, его подлинность и факт направления подтвердил член правления АЗАПИ Максим Рябыко.

Instagram – вторая после «В контакте» по популярности соцсеть в России, следует из данных исследовательской компании Mediascope. За июль этого года месячная аудитория (десктопы и мобильные устройства) составила 60,3 млн россиян старше 12 лет. Во II квартале 2021 г., по данным АЗАПИ, соцсеть впервые вошла в топ-3 площадок с наибольшим количеством выявленных ссылок на нелегальные копии книг, уточнил Рябыко. Первое место за указанный период занимает мессенджер Telegram – порядка 35 000 выявленных и удаленных по запросу АЗАПИ нелегальных копий книг и ссылок на них, на втором месте Instagram – более 3000 таких ссылок в аккаунтах пользователей, на третьем YouTube – порядка 2400 ссылок.

Правообладатель имеет возможность потребовать удаления нелегально размещенного контента или ссылок на него в соцсети через специальную форму, но далеко не все такие ссылки удаляются, утверждается в обращении АЗАПИ. К примеру, Instagram в некоторых случаях не удаляет даже ссылки на тот контент правообладателей, в отношении которого ранее Мосгорсуд уже принял обеспечительные меры, говорится в письме АЗАПИ в Роскомнадзор.

«Такая статистика и опыт правоприменения позволяют нам сделать вывод о том, что Instagram покровительствует пиратам, борьба с ними не носит на платформе комплексного эффективного характера, а сводится к формальной обработке ссылок, что не позволяет кардинально и качественно изменить ситуацию с пиратским контентом», – резюмируют заявители. В своем заявлении они просят привлечь Facebook Inc. к ответственности по признакам состава административного правонарушения ч. 2 ст. 13.41 КоАП РФ (неудаление нелегального контента). Наказание, предусмотренное в рамках этой статьи кодекса, – это штраф. В случае если нарушитель – юридическое лицо, его размер может составить от 800 000 до 4 млн руб.

В 2020 г. продажи электронных книг (включая аудиокниги) в России выросли по сравнению с 2019 г. на 32% до 8,2 млрд руб. Из-за пиратства книг в интернете рынок, по оценке крупнейшей в России издательской группы «Эксмо-АСТ», ежегодно теряет 15–20% – таким образом, ущерб составляет до 1,5 млрд руб. в год. «Ведомости» направили запрос в Роскомнадзор и Facebook.

Шансы книжников привлечь Facebook Inc. к административной ответственности достаточно велики, считает зампред комитета по интеллектуальной собственности РСПП Анатолий Семенов: «Но Facebook не платит штрафы в России по другим решениям судов, к примеру за неудаление запрещенного контента, и по ним уже накопилось более 60 млн руб. неоплаченных штрафов».

Потенциально более эффективной мерой воздействия на Facebook представляется иск в Мосгорсуд с требованием вечной блокировки Instagram (мера действует в России с 2015 г. в отношении пиратских площадок-рецидивистов). Либо обращение в суд в США и привлечение Facebook за неисполнение DMCA (Digital Millenium Copyright Act – американский закон об авторском праве в цифровую эпоху, он обязывает площадки удаляет пиратский контент по заявлению правообладателей), в этом случае правообладатель может потребовать от нарушителя возмещения ущерба, отмечает Семенов: «Возможность блокировки Instagram представляется маловероятной. Обращение в суд в США за неисполнение по DMCA – наиболее эффективный, но дорогостоящий инструмент воздействия на Facebook».

Это мнение разделяет и главный аналитик РАЭК Карен Казарян: «Доказать, что Facebook Inc. нарушает американские законы, непросто. Зачастую площадки не удаляют контент DMCA по формальному признаку – неправильно составленное обращение правообладателя. Но главным образом, суд в США потребует больших финансовых издержек от правообладателей, поэтому они не спешат воспользоваться этим инструментом».