Суд в США впервые рассмотрит жалобу российского правообладателя к YouTube
Издательство АСТ обвиняет видеохостинг в создании дискриминационных условийСуд Северного округа штата Калифорния 26 августа принял к рассмотрению обращение российского издательства АСТ к YouTube и владельцу этого видеохостинга – компании Google, следует из материалов на сайте самого суда. Эту информацию подтвердил «Ведомостям» Максим Рябыко, член правления Ассоциации по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ, представляет интересы АСТ). Суд в США впервые присоединил российского правообладателя к коллективному иску к YouTube и Google, отметил Рябыко.
Другие истцы – американский композитор, лауреат «Грэмми» Мария Шнайдер и компания из Вайоминга Uniglobe Entertainment, которой принадлежат эксклюзивные права на фильмы «Пять свадеб» и «Американизация Шелли», следует из текста иска (с копией документа ознакомились «Ведомости»). YouTube, как утверждается в иске, предоставляет «на дискриминационной основе» доступ к Content ID только крупным правообладателям. Эта технология распознает пиратский контент по цифровому отпечатку. При загрузке файла на платформу происходит его автоматическое сравнение с легальными копиями. И если характеристики файла совпадают – пользователь не сможет разместить его на YouTube. Правообладатели, не имеющие доступа к Content ID, должны подавать через веб-форму или по почте уведомления об удалении с YouTube для каждого видео. Кроме того, идентификация по цифровому отпечатку не позволяет повторно размещать ранее удаленный контент.
«Ответчики, по сути, создали двухуровневую систему, в соответствии с которой права крупных правообладателей защищены. В то время как мелкие и независимые создатели произведений намеренно остаются в стороне. Обширная библиотека пиратского контента привлекает пользователей на YouTube, что, в свою очередь, позволяет ответчикам получать больше доходов от рекламы», – говорится в иске.
За последние два года по требованию АЗАПИ, по словам Рябыко, на YouTube было удалено более 8000 публикаций с пиратскими аудиокнигами, а также заблокировано более 400 каналов.
«Несмотря на представленную статистику нарушений, компания Google неоднократно официально отказывала АЗАПИ в получении доступа к Content ID, ссылаясь на незначительное количество поданных жалоб о нарушении», – добавил Рябыко.
Предметом разбирательства в суде США со стороны АСТ стало размещение на YouTube девяти нелегальных копий аудиокниг издательства, в числе которых бестселлеры «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной, «Ореховый Будда» Бориса Акунина, «Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы» Людмилы Петрановской и др., указано в иске.
Издательство АСТ входит в крупнейшую в России издательскую группу «Эксмо-АСТ». Рынок электронных книг в России в 2020 г. составил 8,2 млрд руб., сообщал в марте президент «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. Из-за пиратства, по оценке «Эксмо-АСТ», он ежегодно теряет 15–20%. Принадлежащее группе издательство «Эксмо» ранее уже судилось с YouTube в России из-за размещения на этом видеохостинге пиратской копии аудиокниги «Задача трех тел» писателя Лю Цысиня. Интересы «Эксмо» также представляла АЗАПИ. И Мосгорсуд в декабре 2019 г. даже обязал видеохостинг удалить нелегальный контент, в противном случае YouTube грозила блокировка.
Решение обратиться в американский суд Рябыко объясняет в том числе тем, что ответчик второй год подряд мешает перейти к рассмотрению спора по существу и отказывается принимать технические меры, препятствующие повторным нарушениям: «В России Google умудрился превратить в юридический фарс простой спор по иску «Эксмо», обжалуя под разными процессуальными предлогами каждое определение суда».
Дата рассмотрения коллективного иска к YouTube и Google пока не назначена. Но известно, что его будет рассматривать суд присяжных. «Ведомости» направили запрос в Google.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты подтвердили, что американский суд впервые принял к рассмотрению обращение российского правообладателя к YouTube. Расходы в американских судах для иностранцев в большинстве случаев являются «практически запретительными» и присоединение к коллективному иску – выход из этой ситуации, говорит адвокат коллегии «Клишин и партнеры» Владимир Энтин. Дифференциацию крупными платформами пользователей своих сервисов на тех, кто в состоянии причинить наибольшие хлопоты в связи с обращением в суд, и тех, кто таких возможностей не имеет, эксперт назвал довольно распространенной практикой.
«Суду присяжных в данном случае необходимо будет дать ответ на два вопроса. Во-первых, действительно ли происходит дискриминация правообладателей. Во-вторых, не обернется ли распространение доступа к Content ID на всех правообладателей дополнительными обременениями для YouTube. Если ответ на второй вопрос будет положительным, по закону требование правообладателей не может быть навязано частной компании», – резюмировал Энтин.
К интернет-гигантам вроде YouTube и Facebook давно назрели вопросы и внутри самих США и заокеанская Фемида вряд ли будет пристрастна к российскому истцу, считает Павел Катков, владелец юридической компании «Катков и партнеры»: «Как на рассмотрении иска скажется то, что решение по нему будет выносить суд присяжных, пока спрогнозировать сложно. Полагаю, что участие простых людей все же усилит позиции истца, ведь речь идет о том, что YouTube дискриминирует «маленьких» правообладателей, отдавая предпочтение и создавая льготные условия «гигантам».
Судебное разбирательство АСТ в США – большое дело для всего рынка аудиокниг в России, говорит Владимир Воробьев, продюсер издательского дома «Союз» (владелец прав на фонограммы аудиокниг по романам Бориса Акунина, Эриха Марии Ремарка, Эрнеста Хемингуэя и др., всего библиотека прав насчитывает около 1500 тайтлов). «YouTube очень закрытая площадка, особенно для российских правообладателей, поскольку в масштабах бизнеса видеохостинга это копеечный рынок. И получить доступ к нему не всегда могут даже достаточно крупные правообладатели. У нас, к примеру, его нет. Хотя мы не раз обращались с просьбой нам его предоставить», – резюмировал Воробьев.
Однако для других правообладателей, к примеру музыкальных игроков, отсутствие общедоступности Content ID в настоящий момент не является проблемой, говорит Дмитрий Коннов, управляющий партнер Zvonko Group (объединяет крупнейшие российские музыкальные компании – «Первое музыкальное», Национальное музыкальное издательство, студию «Союз», Soyuz Music, Effective Records, а также цифрового дистрибутора FreshTunes и Zvonko digital – агрегатора контента, доставляющего музыку до цифровых витрин). «Очевидно, что если правообладатель готов сам профессионально и ответственно работать с Content ID или содержать в своем штате специалистов, работающих с этим инструментом, то у него должна быть возможность получить такой доступ», – отмечает Коннов, добавляя при этом, что все же фильтрация пользователей «скорее полезна». Доступ к этой системе для всех, как отмечает он, может привести к тому, что недобросовестные пользователи смогут злоупотреблять инструментом и число конфликтов вырастет в сотни, а то и больше раз: «А это приведет к усложнению сбора, а порой и к заморозке на неопределенное время роялти для настоящих правообладателей».