Цены на билеты в кино выросли почти на 5%
Такую динамику аналитики фиксируют впервые за последние шесть летСредняя цена билета в кино в январе – июне 2021 г. впервые за историю российского кинопроката превысила 270 руб., увеличившись на 4,9% (до 271,5 руб.) по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., следует из данных консалтингового агентства «Эстимейт компани» (есть в распоряжении «Ведомостей»). Такой темп прироста стоимости кинобилета отмечен впервые с 2016 г. Исследование аналитиков основано в том числе на данных ЕАИС государственного Фонда кино и охватывает последние шесть лет российского кинопроката.
При этом средний билет на российские фильмы, по данным «Эстимейт компани», показал больший рост – 5,3% (до 267 руб.), чем на зарубежные – 3,6% (до 275 руб.). Наиболее существенно подорожал поход в кинотеатры Москвы – на 7,4% до 393 руб. – и Санкт-Петербурга – на 5% до 252 руб. Это два ключевых для кинопроката региона. Так, на долю московских кинотеатров в допандемийном 2019 году, по данным Ассоциации владельцев кинотеатров, приходилось около 21% всех кассовых сборов в России, петербургских – около 8%.
Повышение средней цены кинобилета – прямое следствие затяжного системного кризиса кинотеатрального проката, который вызван пандемией, считает гендиректор «Эстимейт компани» Мария Вогт: «Закрытые кинотеатры, ограничения по заполняемости залов, снижение посещаемости, отсутствие блокбастеров и др. – все это вынудило кинотеатры поднять цены, чтобы хоть как-то исправить свое экономическое положение».
В большинстве российских регионов кинотеатры из-за распространения коронавируса были закрыты с марта по июль прошлого года. Как результат – они недосчитались существенной части своей выручки. Так, отечественный бокс-офис по итогам 2020 г. снизился на 58,8% до 22,8 млрд руб., следует из данных государственного Фонда кино. Ограничения на посещение киносеансов и сейчас сохраняются в большинстве регионов. К примеру, в Москве заполняемость зала в кинотеатре не может превышать 50%.
Опрошенные «Ведомостями» топ-менеджеры крупнейших российских киносетей объясняют рост средней стоимости билета в кино рядом факторов.
В сети кинотеатров «Премьер-зал» (№ 2, управляет 450 кинозалами; здесь и далее данные «Невафильм Research» на 1 июля 2021 г.) средняя стоимость билета в январе – июне 2021 г. выросла на 3,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, рассказал «Ведомостям» гендиректор этой киносети Владимир Петелин: «Цены на кинобилеты в России в принципе отставали много лет от общего роста. Отчасти сейчас это компенсировалось».
Цены на билеты в объединенной сети «Синема парк» и «Формула кино» (№ 1, управляет 640 кинозалами), по словам ее гендиректора Алексея Васясина, увеличивались только в пиковые по спросу периоды: «В ситуации действующих ограничений по заполняемости зала и повышенного спроса мест в зале не хватало, цена на билеты росла».
Но по итогам полугодия, как утверждает Васясин, средняя стоимость билета в кинотеатры киносети в январе – июне 2021 г. выросла лишь на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Сравнение именно с допандемийным периодом более релевантно, настаивает гендиректор объединенной киносети.
Петелин также отмечает, что сравнивать январь – июнь 2021 г. и аналогичный период 2020 г. некорректно: «В прошлом году во II квартале кинотеатры фактически не работали».
В кино сегодня ходит лояльная аудитория, которая готова заплатить чуть больше, уверен председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин: «Кинотеатры будут уходить в нишу элитарных услуг: как поход в ресторан, а не фастфуд – или как живой учитель, а не дистанционное онлайн-обучение. Конкурировать по цене с онлайн-кинотеатрами бессмысленно».
В киносети «Каро» (№ 4, управляет 258 кинозалами) цены на билеты за исследуемый аналитиками период не повышались, утверждает ее президент Ольга Зинякова. Напротив, по ее словам, «Каро», как и ряд других киносетей, предлагала скидки своим зрителям, к примеру пенсионерам, медработникам, учащимся и др.
Зинякова предположила, что рост средней цены кинобилета в январе – июне 2021 г. отчасти обусловлен перераспределением спроса – в кинотеатры стала гораздо реже ходить семейная аудитория и нет групповых просмотров: «Детский билет стоит почти в 2 раза дешевле взрослого. Серьезные дисконты киносети предлагают и на групповые посещения. Отсюда и изменение средней цены».