Пандемия способствовала консолидации рекламного рынка

В 2020 году на долю шести крупнейших холдингов пришлось больше половины рекламных денег
Лидером рейтинга среди рекламных холдингов четвертый год подряд остается OMD OM Group
Лидером рейтинга среди рекламных холдингов четвертый год подряд остается OMD OM Group

Падение рынка в 2020 г. не помешало крупнейшим рекламным группам увеличить долю рынка, следует из ежегодного рейтинга медиаагентств, который подготовили портал о рекламе и маркетинге Sostav и Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Бюджеты под управлением шести ведущих рекламных групп в 2020 г. выросли на 21% – с 207,5 млрд до 251,7 млрд руб. без НДС. При этом российский рекламный рынок в прошлом году сократился на 4% по сравнению с 2019 г. – до 473 млрд руб. (оценка АКАР).

Всего в рейтинг вошли 95 медиаагентств с суммарным биллингом 301,2 млрд руб. Доля холдингов из топ-6 выросла на 11 процентных пунктов – с 42% в 2019 г. до более чем 53% в 2020 г.

Расстановка сил в топ-6 холдингов в 2020 г. почти не изменилась. Лидером рейтинга четвертый год подряд остается OMD OM Group. Бюджеты под его управлением выросли на 12% до 67,2 млрд руб. Самые высокие темпы роста продемонстрировала Dentsu Russia – ее объемы выросли на 77% до 65,1 млрд руб. Холдинг GroupM с биллингом 23,2 млрд (рост 2%) переместился на шестую позицию, уступив пятую строчку Media Direction Group с 26,4 млрд руб. (рост 22%).

А в первой десятке медиаагентств лидер сменился. Им стала компания Carat (входит в Dentsu Russia) с биллингом 25,4 млрд руб. Агентство OMD Optimum Media (входит в OMD OM Group), занимавшее 1-е место в 2019 г., опустилось на вторую строчку с 23,1 млрд руб. Первую десятку покинули агентства Zenith (Publicis Media) с 6,1 млрд – оно переместилось с 6-й на 17-ю строчку – и Wavemaker (GroupM) с 8,3 млрд руб., опустившееся с 8-й на 13-ю позицию. По сравнению с 2019 г. в десятку вошли две новых компании – Dentsu X (Dentsu Russia) с биллингом 16,2 млрд и Multitec (NMi Group) с 9,8 млрд руб.

В предыдущие годы участники рейтинга Sostav подчеркивали несовершенство его методологии. По их словам, составители не учитывали значительную часть бюджетов в сегменте интернет-рекламы, где, по их словам, наблюдались «наиболее драматичные расхождения».

В биллинге могли не учитываться 60–90% бюджетов, выделяемых на закупку некоторых видов интернет-рекламы – performance-инструментов и видеорекламы в качестве дополнения к ТВ, говорил в прошлом году «Ведомостям» главный операционный директор Dentsu Aegis Network Russia Александр Захаров.

Составители рейтинга утверждают, что в этом году скорректировали методологию. До сих пор они оценивали биллинги агентств в пяти ключевых медиа – на ТВ, в интернете, наружной рекламе, прессе и на радио. По итогам 2020 г. проведена расширенная оценка интернет-сегмента: помимо баннерной и видеорекламы они оценили бюджеты на продвижение в соцсетях и поисковых системах. Для расчетов использовались данные Mediascope, Admetrix, «Эспар-аналитик», Similarweb, а также компании Digital Budget.

Именно корректировка методологии стала одной из причин существенного роста доли шести крупнейших холдингов на фоне пандемии, считает вице-президент по развитию бизнеса OMD OM Group Ольга Барская. Среди других причин она выделила устойчивость крупнейших рекламодателей: бизнес таких клиентов в 2020 г. пострадал не так сильно, как у предприятий малого и среднего бизнеса. «Другая тенденция последних лет – консолидация клиентских бюджетов в крупных рекламных группах, – говорит Барская. – Лидеры рынка улучшают условия по медиазакупкам за счет больших объемов и инвестируют в развитие технологий и работу с данными, что повышает эффективность размещения».

Методология составления рейтинга стала более комплексной, признает главный управляющий директор Dentsu Russia Мария Донских. Она называет изменения в подсчетах интернет-рекламы «большим шагом вперед» и говорит, что точность оценок повысилась. Однако, по ее словам, у отдельных рекламодателей оценочные биллинги все равно могут в разы отличаться от реальных. Это связано с недооценкой бюджетов рекламодателей, которые не размещаются в традиционных медиа (на них делается акцент в рейтинге) и тех, для которых реклама в таких медиа вторична. Она объясняет усиление позиций Dentsu Russia тем, что в 2020 г. группа начала работать по новым крупным контрактам с компаниями Nestle, Perfetti Van Melle, L’Oreal, Ferrero, а также продолжила сотрудничество с ключевыми рекламодателями – Mondelez, МТС, «М.видео-Эльдорадо».

Глава «АДВ лаб и Бенчмарк» Игорь Перевозчиков утверждает, что пройти сложный для рынка период медиаагентствам группы АДВ помогли рекламные категории, которые были наименее подвержены кризису, в том числе товары массового спроса, онлайн- и офлайн-ритейл, а также фармпроизводители.

Биллинги в рейтинге существенно занижены, особенно в оценке performance-рекламы (направлена на достижение финансово измеримых бизнес-результатов), но имеющиеся индустриальные исследования сегодня не позволяют дать более точную оценку, говорит главный операционный директор Publicis Groupe Russia Сергей Белоглазов: «В условиях пандемии этот сегмент растет опережающими темпами: рекламодателям интересны решения, нацеленные на получение конкретного результата. Всех интересует коэффициент возврата инвестиций и влияние на продажи».

По словам генерального директора Media Direction Group (MDG) Андрея Брайовича, существующие правила подсчета и связанные с ними ограничения не позволяют корректно учесть трафик на сайты маркетплейсов, соцсетей и поисковых систем. Из-за этого не учитываются биллинги ряда крупных клиентов MDG в данном сегменте. Тем не менее Брайович называет первую попытку Sostav и АКАР оценить бюджеты в сегменте performance-рекламы знаковым событием для рейтинга.

Директор по развитию бизнеса и продуктового портфеля GroupM Лада Кудрова заявила «Ведомостям» через пресс-секретаря, что в компании не согласны с результатами рейтинга и позициями своих агентств в нем: «Наши биллинги в 2020 г. выросли на фоне падающего рынка, что документально подтверждено официальной статистикой международной группы WPP, в которой Россия выделена как единственный рынок, показавший рост в пандемийный год».

Лидером рейтинга среди рекламных холдингов четвертый год подряд остается OMD OM Group