Конкурирующие KION и Premier объединятся для создания сериала

Такие альянсы – исключительная редкость для российского рынка
Производство контента – высокорисковый бизнес, но участие нескольких партнеров позволяет минимизировать финансовые риски каждой из сторон
Производство контента – высокорисковый бизнес, но участие нескольких партнеров позволяет минимизировать финансовые риски каждой из сторон / Евгений Разумный / Ведомости

Видеосервисы KION (принадлежит телекомоператору МТС) и Premier, а также телеканал ТВ3 (входят в холдинг «Газпром-медиа») снимут совместный оригинальный сериал «Нереалити». Об этом рассказали «Ведомостям» гендиректор «МТС медиа» («дочка» МТС, управляет KION) Игорь Мишин и гендиректор Premier Иван Гродецкий. Продюсерами сериала выступят Мишин, инициатор проекта Александр Плотников (кинокомпания LookFilm), руководители ТВ3 – гендиректор Валерий Федорович и генпродюсер Евгений Никишов. Размер инвестиций и условия финансирования стороны не раскрывают.

Производством оригинальных сериалов сейчас занимаются практически все крупнейшие онлайн-кинотеатры. Для них это брендообразующие проекты и одновременно инструмент конкурентной борьбы. Оригинальный сериал работает на привлечение внимания пользователя к видеосервису и помогает набирать новых подписчиков. Именно подписка является сегодня основным источником доходов российских онлайн-кинотеатров. В 2020 г. платежи россиян за подписку составили 19,1 млрд руб., а совокупная выручка видеосервисов – 27,8 млрд руб., следует из данных исследовательской компании «ТМТ консалтинг». Иногда видеосервисы спустя какое-то время после премьеры на собственной платформе делятся оригинальными проектами с конкурентами. Для этого, как правило, используются две схемы – продажа отдельных тайтлов либо дистрибуция в рамках совместных подписок площадок.

«Нереалити» – сериал в жанре драмеди, рассказывающий о бывшей звезде реалити-шоу, которая после 10 лет жизни «в телевизоре» вынуждена вернуться в родной провинциальный город и начать новую жизнь, рассказал «Ведомостям» продюсер проекта Никишов. Режиссер сериала – Анна Пармас (известна как сценарист фильмов «Кококо» и «История одного назначения», режиссер комедии «Давай разведемся»). Ее кандидатуру, по словам продюсера «Нереалити» Федоровича, предложил режиссер Борис Хлебников (фильмы «Аритмия», «Свободное плавание», сериалы «Шторм» и «Обычная женщина»), он стал художественным руководителем этого проекта. Создатели не раскрывают информацию о том, кто исполнит главную роль в проекте. Съемки сериала уже начались, всего будет отснято восемь часовых эпизодов.

Планируется, что премьера «Нереалити» состоится одновременно на KION и Premier весной 2022 г. и спустя какое-то время сериал выйдет в эфире канала ТВ3.

«Всем бы проектам такой состав «родителей» и такие возможности для релиза», – заявил «Ведомостям» Мишин, добавляя при этом, что решение о сотрудничестве обусловлено прежде всего предыдущим очень успешным опытом работы с Федоровичем и Никишовым (выходившие на ТНТ сериалы «Измены», «Полицейский с Рублевки», «Пьяная фирма» и др.).

От объединения видеосервисов «ради создания интересного и сильного контента» выиграет зритель, уверен Гродецкий. Еще одна причина такого союза, как отметил Федорович, экономическая: «Телеканал ТВ3 самостоятельно не в состоянии производить супердорогостоящие проекты. А объединившись с платформами, можем позволить себе любые проекты».

Директор департамента производства оригинального контента ivi Originals Вадим Соколовский оценил стоимость производства одного эпизода подобного сериала с учетом названного состава творческой группы и указанного хронометража в 20–25 млн руб.

Работа платформ-конкурентов над созданием оригинальных проектов сейчас скорее исключение, чем правило, убедился корреспондент «Ведомостей», опросив крупнейшие видеосервисы. До KION и Premier совместный сериал – «За час до рассвета» – выпускали только видеосервисы Wink (принадлежит телекомоператору «Ростелеком») и more.tv (входит в медиахолдинг «Национальная медиа группа», НМГ). Но эти компании не в полной мере конкуренты – у «Ростелекома» и НМГ есть СП «Медиа-телеком», которое было создано в 2018 г. для совместного финансирования проектов. Именно «Медиа-телеком» финансировал производство сериала «За час до рассвета», рассказал «Ведомостям» гендиректор этой компании Александр Косарим.

Премьера «За час до рассвета» состоялась 16 февраля одновременно на трех видеосервисах – Wink, more.tv и «Кинопоиск HD» (принадлежит интернет-компании «Яндекс»). «Яндекс» не был соинвестором проекта, а просто выкупил права на показ, уточнила «Ведомостям» директор по контенту медиасервисов «Яндекса» Ольга Филипук. Телевизионная премьера «За час до рассвета» состоялась на НТВ 11 мая. Канал был соинвестором этого проекта.

Производство контента – высокорисковый бизнес, говорит Косарим. Участие нескольких партнеров, как он считает, позволяет минимизировать финансовые риски каждой из сторон.

Такие партнерства обусловлены финансовыми соображениями и дефицитом контента – рынок еще не способен обеспечить положительную экономику необходимых объемов оригинальных, эксклюзивных проектов, согласна гендиректор видеосервиса Start Юлия Миндубаева: «Но мы не практикуем такие кейсы по нашим оригинальным проектам – прежде всего потому, что при таком партнерстве стороны недостаточно отработают в привлечении новых подписчиков».

Но если рассматривать такие запуски с точки зрения удержания и активации существующих пользователей, то подобные партнерства прекрасно могут сработать, отметила Миндубаева, предположив, что по мере роста рынка таких кейсов будет все больше.

Филипук назвала совместные проекты платформ перспективными: «Пока у нас не было originals-историй совместно с другими российскими платформами, но мы открыты для обсуждений».

В то же время Соколовский считает, что главная ценность оригинальных продуктов в эксклюзивности. По его словам, у ivi пока нет планов выпускать совместные проекты с другими видеосервисами: «Мы не видим смысла делить аудиторию с конкурентами на этапе премьеры, однако с радостью поделимся контентом с другими платформами в рамках вторых показов».