Veon купил рекламно-технологическую платформу ОТМ
Сумму сделки оценивают в 1,3 млрд руб.Группа Veon (владеет «Вымпелкомом», который работает под брендом «Билайн») приобрела мажоритарную долю в российской группе OTM, владеющей технологической платформой для автоматизации и планирования закупок интернет-рекламы, рассказал «Ведомостям» представитель сотового оператора и подтвердил основатель и совладелец ОТМ Дмитрий Лазарев.
Объектом сделки стали 60% долей ООО «Программатик холдинг» – головной структуры группы ОТМ, знает источник «Ведомостей», информированный о сделке.
По данным «СПАРК-Интерфакс», Лазарев через ООО «Дизайн фигуры» в данный момент контролирует более 56% ООО «Программатик холдинг». Еще 17,6% «Дизайн фигуры» принадлежит Сергею Соловьеву, основателю сети Videonow. Среди миноритариев топ-менеджеры ОТМ Виталий Герко и Ирина Мысина, а также компания «ОКС групп» (7,77%), управляющая активами Олега Полякова и Кирилла Матвеева (российские партнеры японского рекламного холдинга Dentsu). В ходе сделки свои доли в «Программатик холдинг» в пользу Veon пропорционально сократили все акционеры ОТМ, утверждает источник «Ведомостей». По его словам, Veon рассматривает возможность увеличить долю до 100% по выполнении топ-менеджментом зафиксированных в ходе сделки показателей эффективности.
В «Вымпелкоме» отметили, что ОТМ останется «независимой операционной компанией, управляемой текущим менеджментом» и что новый собственник планирует расширять географию работы OTM на рынках, где присутствуют компании группы Veon. Сейчас, помимо России, это Украина, Казахстан, Узбекистан, Пакистан, Алжир и Бангладеш.
Группа ОТМ основана в 2010 г. Дмитрием Лазаревым. В 1990–2000 гг. он занимал топ-менеджерские позиции в рекламном агентстве Leo Burnett, рекламной группе АДВ, работал в коммерческой дирекции телеканала ОРТ (сейчас «Первый канал»). Платформа OTM позволяет проводить алгоритмические закупки (programmatic) рекламы на мобильных устройствах и стационарных компьютерах. Для таргетирования рекламы OTM использует инструментарий больших данных (big data), собираемых из различных источников. В группу OTM также входит сеть интернет-видеорекламы Videonow (основана в 2008 г.). В 2017 г. ОТМ запустила собственную сеть мобильной видеорекламы VideoTarget, которая по итогам 2020 г. вошла в топ-20 по версии портала AdIndex.ru.
Ранее источник, информированный о сделке, рассказывал «Ведомостям», что Veon ведет переговоры о покупке трех компаний, входящих в группу, – ООО «ОТМ», ООО «ОТМ ворлд вайд» и ООО «Видеонау». По данным «СПАРК-Интерфакс», совокупная выручка этих трех юрлиц в 2020 г. превысила 1,35 млрд. руб. (540 млн годом ранее), чистая прибыль – 167 млн руб. (2,2 млн в 2019 г.). Выручка не вошедшего в сделку ООО «Видеотаргет» составила 91,5 млн руб., чистый убыток – 15,9 млн руб. С учетом оборотов других юрлиц, которые также не вошли в сделку, выручка группы ОТМ в 2020 г. составила около 1,4 млрд руб., знает партнер компании, осведомленный о сделке. Именно этот показатель учитывался сторонами сделки при оценке группы.
В «Вымпелкоме» группу ОТМ называют крупным независимым игроком рынка рекламных технологий (adtech). «Для нашей компании сегмент adtech фокусный, это стратегическое направление», — приводит слова исполнительного вице-президента ПАО «Вымпелком» по развитию цифрового и нового бизнеса Джорджа Хелда пресс-служба компании.
Сумму сделки стороны не раскрывают. Ранее аналитики оценивали ОТМ в 2,2 млрд руб., исходя из коэффициента 4 к выручке в 2019 г. Источник «Ведомостей», информированный о сделке, тогда подтверждал корректность этой оценки. Таким образом, 60% компании могли стоить около 1,3 млрд руб. Однако в 2020 г. компания показала значительный рост выручки и чистой прибыли, отмечает аналитик «Ренессанс капитала» Александр Венгранович: «Получается, что при выручке в прошлом году в 1,35 млрд руб. актив ушел по мультипликатору 1,5-2».