«Среда» будет снимать сериалы только для ivi

Основанная Александром Цекало продюсерская компания подписала трехлетний контракт с крупнейшим в России видеосервисом
Эксклюзивное соглашение с ivi даст «Среде» возможность оптимизировать работу
Эксклюзивное соглашение с ivi даст «Среде» возможность оптимизировать работу / Максим Стулов / Ведомости

Крупнейший в России онлайн-кинотеатр ivi и продюсерская компания «Среда» заключили договор об эксклюзивном партнерстве, сообщили «Ведомостям» представители обеих компаний. Контракт начнет действовать в 2022 г. На протяжении трех лет «Среда» будет производить для ivi восемь проектов в год разного жанра, хронометража и серийности. Эксклюзив, как уточнили стороны, будет распространяться не только на видеосервисы, но и на телеканалы. Других подробностей соглашения стороны не раскрыли.

Продюсерская компания «Среда» основана Александром Цекало в 2008 г. Он является ее основным владельцем, контролирующим 70% в ООО «Продюсерская компания «Среда». Еще 30% принадлежат генпродюсеру «Среды» Ивану Самохвалову, следует из базы данных «СПАРК-Интерфакс». Выручка ООО в 2020 г. составила 1,2 млрд руб., чистая прибыль – 132,8 млн руб. Выручка по группе компаний «Среда» за указанный период составила 1,9 млрд руб., уточнил Самохвалов. Объем прибыли он не раскрыл.

Более 10 лет компания создавала проекты преимущественно для «Первого канала». Среди них сериалы – «Метод», «Мажор», «Троцкий», «Триггер», пользовавшиеся популярностью у зрителей. Так, к примеру, средняя доля 12 эпизодов сериала «Мажор», выходивших в эфире «Первого канала» в декабре 2014 г., среди зрителей 14–59 лет (целевая аудитория вещателя), по данным исследовательской компании Mediascope, составила 27,6%. В то время как средняя доля самого «Первого канала» в этой же аудитории в 2014 г. равнялась 13,6%. В 2016 г. сериалы «Мажор», «Метод» и еще четыре проекта «Среды» купил стриминговый гигант Netflix. Это была первая сделка сервиса с российским производителем контента.

«Среда» сотрудничает с российскими онлайн-кинотеатрами c 2018 г. – проекты компании выходили на принадлежащем «Яндексу» видеосервисе «Кинопоиск» («Последний министр», «Анна Николаевна», 19 мая 2021 г. стартовал показ сериала «Пищеблок»). Сериал «Шерлок в России» показывал Start, а принадлежащий телекомоператору МТС видеосервис KION — «Секреты семейной жизни» и «Хрустальный». В 2019 г. «Среда» открыла в Лос-Анджелесе офис дочерней компании Sreda Global для создания оригинального контента и адаптаций российских лент для зрителей в США и Канаде. Возглавил его Цекало. Среди заявленных проектов Sreda Global – съемки фильма по бестселлеру Дэвида Хилла The Vapors.

До вступления в силу контракта с ivi «Среда» завершит работу по текущим проектам, которые снимаются для других видеосервисов и телеканалов. Сейчас в работе у компании восемь проектов, шесть из которых производятся по заказу онлайн-кинотеатров, два – для «Первого канала», рассказал «Ведомостям» Самохвалов.

Затем вся творческая команда российского офиса компании будет работать только над проектами для ivi. Эксклюзивное партнерство с этим видеосервисом, по его словам, на деятельность Sreda Global распространяться не будет.

Многомиллионная аудитория, а также понимание запросов пользователей ivi позволят создателям контента презентовать свои работы самому широкому кругу зрителей, прокомментировал сделку гендиректор ivi Олег Туманов. Эксклюзивное соглашение с ivi даст «Среде» возможность оптимизировать работу так, чтобы производить меньше, но с большей эффективностью и максимальным качеством, уверен Цекало.

По данным исследовательской компании «ТМТ консалтинг», ivi является лидером российского рынка видеосервисов, его доля – 32%. Объем всего рынка по итогам 2020 г. составил 27,8 млрд руб.

Ежемесячная платящая аудитория ivi, по данным самой компании, на конец 2020 г. составила 4,4 млн человек. В прошлом году на этом видеосервисе начали выходить оригинальные проекты как собственного производства, так и сделанные по заказу сторонними продюсерами и продакшнами – сериалы «Чума», «Нежность», «Мертвые души» и др.

«Ivi планирует стать лидером в производстве оригинальных сериалов, фильмов и шоу, уже сейчас в разной степени проработки находится более 30 проектов», – заявил «Ведомостям» Вадим Соколовский, директор департамента производства оригинального контента подразделения компании ivi Originals.

Сделка выгодна обеим сторонам – Цекало давно искал «надежную гавань», где можно кинуть якорь, а ivi приобретает одну из лучших на рынке компетенций сценарного девелопмента и производства конкурентоспособных сериалов, что является для этого видеосервиса актуальной задачей на сегодня, говорит Игорь Мишин, гендиректор «МТС медиа» («дочка» телекомоператора МТС, управляет видеосервисом KION).

Для платформ оригинальные проекты хоть и являются, по словам Мишина, своеобразным дифференциатором и драйвером зрительского интереса, но запроса на большие объемы контента они пока не формируют: «Покупка продакшна себя оправдывает, скорее, в случае с телеканалами, которым нужны рядом «фабрики контента». У видеосервисов запросы пока скромнее. Кроме того, эксклюзивные контракты или first look deal страхуют стороны от того, что сотрудничество может не пойти по творческим или финансовым причинам».

Исходя из заявленного количества проектов годовой объем гарантированного производства «Среды» для ivi может составить до 2 млрд руб. в год, оценивает Мишин.

Сумма может быть и выше, если при заключении контракта закладывался фактор эксклюзивности, предполагает гендиректор видеосервиса Megogo Виктор Чеканов: «Эксклюзивный контракт со студией вместо приобретения – хороший баланс между риском и объемом вложений».

Производство контента не является профильным направлением для видеосервисов, а в случае покупки или создания собственного продакшна возникает обязанность отвечать за его рентабельность как бизнеса, говорит гендиректор исследовательской компании «Киноэкспертиза» Олег Иванов: «Эксклюзивные контракты и сделки first look deal – правильная альтернатива покупке производителя. Видеосервисам не придется брать на себя подобных обязательств. При этом они закрывают вопрос с необходимым количеством и – в случае со «Средой» – качеством оригинального контента. Сотрудничество с этой продюсерской компанией привлечет на ivi новую аудиторию».