«Газпром-медиа» займется производством мультфильмов
Холдинг приобрел 70% в компании – создателе анимационного сериала «Дракоша Тоша»«Газпром-медиа» (ГПМ) стала основным владельцем анимационной студии «Тойрой медиа» – создателя и дистрибутора сериала «Дракоша Тоша», следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Дочерней компании холдинга, ООО «ГПМ КИТ», с 21 мая принадлежит 70% юрлица студии – ООО «Тойрой медиа», 29% – у ООО «СК формула» (ее единственный владелец и гендиректор – Алексей Болоболкин), еще 1% – у самой «Тойрой медиа». Ранее 19% в «Тойрой медиа» владел писатель Олег Резепкин (автор книг и сериала о Дракоше Тоше, творческий псевдоним – Олег Рой), но накануне сделки он вышел из капитала компании.
В периметр сделки вошли эксклюзивные права на анимационные проекты, над которыми уже работает команда «Тойрой медиа», в том числе на анимационный бренд «Дракоша Тоша», рассказал представитель ГПМ. Речь идет о правах на концепцию, персонажей и сценарии новых проектов, уточнил он.
Сериал для дошкольников «Дракоша Тоша» вышел в 2017 г. Всего выпущено 52 серии, на 2021 г. запланирован выход новых эпизодов. Сериал выходит на телеканалах «Карусель», «Мульт» и «Мама». По данным Mediascope, в январе – апреле 2021 г. «Дракоша» вошел в топ-30 сериалов для детей с долей 10,9% у аудитории в возрасте 4–11 лет (каналы «Карусель» и «Мульт», TV Index, города с населением более 100 000 человек). Серии также доступны в онлайн-кинотеатрах ivi, Okko, «Кинопоиск», Megogo и TVZavr. Канал проекта на YouTube запущен в 2018 г. и в том же году стал обладателем серебряной кнопки на «YouTube Россия» за быстрый рост аудитории. Сегодня видео на канале суммарно собрали более 98,2 млн просмотров. Летом 2020 г. стриминговая платформа Amazon Prime купила права на показ этого сериала более чем в 200 странах присутствия сервиса. «Дракоша» также вышел в США на сервисе Fox Corporation – TUBI и в Индии на платформе Heeroz.
Сумму сделки стороны не раскрывают. По данным «СПАРК-Интерфакса», с момента основания компании в 2017 г. «Тойрой медиа» остается убыточной. При выручке в 10,9 млн руб. в 2019 г. и 5,6 млн руб. в 2020 г. компания показала чистый убыток в размере 16,4 млн и 26,5 млн руб. соответственно. Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин оценивает всю «Тойрой медиа» по коэффициенту х2 к выручке в 20 млн руб. Аналитик «Ренессанс капитала» Александр Венгранович указывает, что показатели компании волатильны и ее стоимость зависит от планов ГПМ по монетизации этого актива.
Рой рассказал «Ведомостям», что продал права на первый и второй сезоны «Дракоши», а также на 250 синопсисов для создания следующих сезонов проекта и продолжение сериала под названием «Дракоша Тоша. Перезагрузка». Проданы все права за исключением прав на книги, сказал он, уточнив, что, возможно, продолжит участвовать в проекте.
С Роем ведутся переговоры «о продолжении сотрудничества и курировании проекта», знает Болоболкин. У рынка анимации в России большие перспективы на фоне того, что существующие бестселлеры «уже прошли свой пик востребованности», уверен он. По словам Болоболкина, «Тойрой медиа» готовит к запуску девять новых анимационных проектов. Он обращает внимание на то, что новые владельцы «Дракоши» смогут зарабатывать и на продаже лицензий на использование образов героев сериала: одежда с ними уже продается на крупных интернет-площадках, в том числе Wildberries, Ozon, Lamoda, «Дочки-сыночки».
ГПМ планирует развивать на базе «Тойрой медиа» производство детского и семейного контента для всех участников медиарынка, а также в интересах собственных телеканалов и онлайн-платформ, уточнили в холдинге. «Сделка усилит наши позиции в создании анимационного медиапродукта для детей, эта ниша у нас не была представлена собственными творческими ресурсами», – передал через пресс-секретаря генеральный директор ГПМ Александр Жаров. До сих пор основным проектом холдинга, ориентированным на детскую аудиторию, была радиостанция «Детское радио». По словам Жарова, сегмент детской анимации обладает большим коммерческим потенциалом в дистрибуции. Сделка укрепит «нашу социальную функцию в производстве правильного и безопасного детского контента», отметил он.
За развитие направления детского контента в ГПМ будет отвечать Альбина Мухаметзянова, ставшая в начале 2021 г. генеральным продюсером «Тойрой медиа», уточнили в холдинге. В 2006–2020 гг. Мухаметзянова работала в компании «Рики» («Смешарики», «Фиксики», «Малышарики»), где, в частности была продюсером совместных анимационных проектов «Тима и Тома» (с AlibabaGroup) и «Монсики» (с «Союзмультфильмом»).
Дошкольная анимация – самый популярный сегмент рынка в России и за рубежом вне зависимости от техник создания контента (2D, 3D и др.), утверждает председатель правления студии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева. По ее словам, в отличие от анимации для старших возрастов сегмент имеет четкие механизмы монетизации, давая высокую прибыль от продажи лицензионных товаров. Слащева связывает приход крупного бизнеса в анимацию с тем, что в России сегмент растет быстрее, чем за рубежом (20% в год против 3–4%). По оценке «Союзмультфильма», российский анимационный рынок в 2019 г. вырос на 18,7% и составил 12,9 млрд руб. При этом 48% пришлось на долю российских мультфильмов (+2 п. п. по сравнению с 2018 г.). Оценки за 2020 г. пока нет.
«Ультарконкурентным на высококонкурентном российском рынке лицензирования» называет сегмент pre-school (дошкольники. – «Ведомости») гендиректор лицензионного агентства Megalicense Захар Назаренко. Проекты в сегменте развиваются вдолгую и за два-три года только доходят до зрителя. Он называет «Дракошу» качественным и крепким проектом, который пока «не оправдал лицензионных надежд на 100%». «Любопытно посмотреть, сможет ли такой мощный игрок рынка, как ГПМ, помочь коллегам», – отмечает он.