Сбер выходит на рынок игр

В рамках нового направления банк планирует сам выпускать игры и приобретать уже действующих игроков
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Дочерняя компания «Сбера» – «Сберинтертейнмент» – запускает собственное игровое направление «Сбер игры», сообщил «Ведомостям» представитель банка. В 2021 г. «Сбер игры» приступят к формированию команды и созданию продюсерского центра, издательства, студии внутренней разработки, а также различных околоигровых сервисов, уточнил он. 

Всего в запуск проекта банк планирует инвестировать порядка $100 млн, утверждает собеседник «Ведомостей» на российском игровом рынке: «Для проверки бизнес-гипотезы этого достаточно. Дальше будет понятно, стоит ли продолжать и какой объем средств в это вкладывать». Представитель «Сбера» это высказывание не прокомментировал, объем инвестиций также не раскрыл.

Помимо планов по собственной разработке банк также рассматривает возможность приобретения существующих игроков на рынке. Первым активом может стать Gosu Data Lab. – компания-разработчик голосового ассистента Gosu Voice Assistant для геймеров и платформы анализа игровых данных Gosu Data Platform. С этой компанией «Сбер», как сообщил представитель банка, уже подписал необязывающее соглашение и ведет переговоры по приобретению компании, заявил он. Дальнейшее развитие Gosu Voice Assistant, по его словам, продолжится в инфраструктуре «Сбера», он также дополнит выпускаемые издательством игры.

Gosu Data Lab. основана Алисой Чумаченко, она и возглавит новое направление «Сбер игры». Ранее Чумаченко была вице-президентом по маркетингу Astrum Online Entertainment, также она является основателем Game Insight – одной из ведущих компаний по разработке мобильных игр в Европе. «Работа в рамках экосистемы «Сбера» позволит быстро завоевать аудиторию и принесет новые возможности для игровых разработчиков на российском рынке», – приводятся в сообщении «Сбера» слова старшего вице-президента банка, гендиректора «Сберинтертейнмент» Татьяны Доброхваловой.

Ключевым активом Gosu Data Lab., которую планирует консолидировать «Сбер», является именно ее основатель Алиса Чумаченко, уверен владелец порталов о видеоиграх «Канобу» и «Игромания» Гаджи Махтиев. «Она на рынке более 15 лет, понимает требования и запросы корпорации, поскольку работала в Mail.ru Group и Astrum Online Entertainment. Кроме того, Чумаченко умеет собирать команду сильных специалистов, как это было с Game Insight. Она также уже успела «пощупать» международный рынок с собственным сервисным стартапом Gosu Data Lab. Это все говорит о том, что как минимум кредит доверия она заслуживает», – считает Махтиев. При этом он указывает, что успех у проекта будет в том случае, если «Сбер» на старте даст максимальную независимость команде. 

Игра на поле партнера

Одним из ведущих участников игрового рынка сейчас является Mail.ru Group, которая также активно строит свою экосистему. Одновременно у Mail.ru есть СП со «Сбером» в неигровом направлении – «О2О холдинг», созданный в конце 2019 г. В него входят Delivery Club, «Самокат» и «Кухня на районе», «Ситимобил», YouDrive и др. В 2020 г., за первый полный год работы, СП получило убыток в 27,8 млрд руб., следует из консолидированной отчетности по МСФО Сбербанка за указанный период. Выручка СП составила 18,2 млрд руб.
Компании не раскрывали информацию о том, ограничивает ли их соглашение возможность участников СП по выходу на рынки, на которых уже работает партнер. В конце марта Financial Times со ссылкой на три осведомленных источника сообщила, что партнеры готовятся разделить совместное предприятие. Ранее «Сбер» уже предпринимал попытки партнерства для построения экосистемы с Alibaba, «Яндексом» и Ozon.
Комментируя в интервью РБК информацию о якобы готовящемся разделе совместного с Mail.ru Group предприятия, глава банка Герман Греф заявил, что у «Сбера» с Mail.ru Group «значительно меньше конкурирующих направлений», чем с «Яндексом», партнерство с которым распалось в июне 2020 г. Теперь их станет больше.

Объем российского рынка видеоигр в 2020 г. вырос на 35% до 163,4 млрд руб., сообщало ранее игровое подразделение Mail.ru Group – My.Games. Мировой рынок игр, по оценке NewZoo, вырос в 2020 г. почти на 20% до $174,9 млрд. Самыми популярными у россиян по итогам прошлого года вновь стали игры free-to-play (игры, не требующие платы за скачивание): на их долю пришлось 83,3% рынка. Наиболее динамичный рост в 2020 г. демонстрировали мобильные игры – на 39% до 67,1 млрд руб. В сегменте компьютерных игр динамика более скромная – +34% до 81,9 млрд руб., сегмент консольных игр увеличился на 20% до 14,4 млрд руб.

Одним из крупнейших игроков российского гейм-рынка сегодня является Mail.ru Group. Причем и в структуре выручки самой Mail.ru Group доля игрового направления существенна: в 2020 г. My.Games заработало 40,7 млрд руб., или 38% от общей консолидированной выручки компании, которая за указанный период составила 107,4 млрд руб. 

Появление новых игроков на рынке предполагает рост разнообразия и качества отечественного игрового контента и способствует развитию российской игровой индустрии, отметил в разговоре с «Ведомостями» гендиректор My.Games Василий Магурян. Об активной конкуренции со «Сбером» пока говорить рано, считает он, поскольку основную выручку (75% по итогам 2020 г. – «Ведомости») My.Games получает за пределами домашнего рынка: «А именно он, судя по всему, традиционно будет основным для нового игрока».

Выбранная «Сбером» стратегия развития игрового направления в рамках своей экосистемы отвечает текущим запросам россиян, говорит директор департамента ТВ и контента J’son and Partners Consulting Дмитрий Колесов, ссылаясь на исследование, которое компания провела в феврале (онлайн-опрос жителей крупных городов России в возрасте 18–55 лет, всего более 4000 респондентов). Согласно результатам исследования, игровыми сервисами пользуются 11,8% россиян, являющихся подписчиками экосистем. При этом, в случае даже если игровой сервис не будет входить в экосистемную подписку, люди будут готовы платить за него 256 руб. в месяц. «Сбер», как отмечается в исследовании, входит в число крупнейших экосистем России, весь рынок экосистемных подписок аналитики этой компании оценивают в 12,3 млрд руб. по итогам 2020 г.