Государство просубсидирует съемки зарубежных сериалов и фильмов в России
Проекты иностранных кинематографистов смогут получить возмещение части затрат на съемки в странеРоссийский экспортный центр (РЭЦ) в конце апреля начнет принимать от продюсеров зарубежных сериалов и фильмов заявки на получение субсидий на возмещение части затрат на съемки в России, рассказала «Ведомостям» генеральный директор РЭЦ (оператор программы) Вероника Никишина.
Программу так называемых рибейтов, предусматривающую возмещение части соответствующих затрат, правительство одобрило еще в ноябре 2019 г. – РЭЦ разработал ее совместно с Минэкономразвития. В конце февраля 2020 г. правительство решило профинансировать реализацию пилотного проекта, на эти цели планировалось выделить 70 млн руб. Но помешала пандемия коронавируса, и реализацию программы перенесли на 2021 г. В этом году правительство увеличило финансирование пилотного проекта до 100 млн руб., деньги будет распределять Минэкономразвития по результатам отбора заявок, говорит Никишина. Бюджет программы может быть увеличен, если рибейты будут востребованы у продюсеров, отметила она.
Бюджетный кодекс запрещает выплаты компенсаций нерезидентам, поэтому фактическими получателями субсидий станут российские партнеры зарубежных съемочных групп, следует из постановления правительства. Ставка рибейтов в России составит от 30 до 40% от затрат на съемки. Претендовать на выплаты смогут создатели художественных, документальных и анимационных фильмов и сериалов, следует из постановления правительства. На повышенный размер субсидии смогут претендовать проекты, основанные на событиях, связанных с историей, культурой, религией и мифологией России. Также размер рибейта будет зависеть от продолжительности съемок, состава съемочной группы и количества потраченных в России денег. Максимальную выплату продюсеры смогут получить, если работы будут вестись более 19 дней, в составе группы будет не менее 80% россиян, а на сам проект в России будет потрачено не менее 75 млн руб. Система рибейтов будет распространяться не только на кино- и телевизионный контент, но и на проекты для интернет-платформ. Отбирать сериалы и фильмы будет экспертный совет, в состав которого войдут представители Минкультуры, Минэкономразвития, РЭЦ, а также продюсеры.
Кинобизнес привлекает туристов
16 апреля власти Новой Зеландии сообщили, что предоставят Amazon субсидию на съемки телесериала «Властелин колец» на территории страны. При бюджете проекта 650 млн новозеландских долларов ($465 млн) Amazon получит возмещение расходов на сумму около 162 млн новозеландских долларов ($115,9 млн). А Новая Зеландия в итоге рассчитывает на многолетнюю выгоду для экономики и туризма.
Так поступает не она одна – рибейты действуют более чем в 40 странах мира, следует из глобального отчета Международной ассоциации кинокомиссий (AFCI). С их помощью местные власти, во-первых, поощряют иностранных продюсеров снимать местные достопримечательности и демонстрировать их в своих фильмах. Продвижение страны и ее культуры в конечном счете способствует привлечению туристов. Так, после выхода сериала «Игра престолов» (HBO) количество туристов в хорватском городе Дубровник, по сообщениям местных властей, ежегодно растет в среднем на 10%. Во-вторых, иностранные продюсеры привлекают местные команды, тем самым повышая уровень их компетенций. В-третьих, кинопроизводство на территории страны развивает ее экономику – съемочные группы оставляют деньги в гостиницах, ресторанах, арендуют технику и транспорт. Максимальную ставку рибейтов в размере 75% продюсерам предлагают власти островного государства Фиджи. В Европе максимальная ставка (35%) действует в Нидерландах и Румынии.
Минэкономразвития рассматривает программу рибейтов как инструмент экономического стимулирования развития регионов, а также малого и среднего предпринимательства, заявил «Ведомостям» замминистра Владимир Ильичев. «Ее запуск позволит России достойно конкурировать с другими странами за привлечение иностранных кинокомпаний для проведения съемок», – уверен он. По его мнению, с одной стороны, это обеспечит «развитие российских организаций кинематографии», с другой – даст дополнительный доход в бюджеты регионов, где будут проводиться съемки. Речь идет о развитии сразу нескольких направлений, полагает Ильичев. Во-первых, программа рибейтов позволит создать базу для развития кинотуризма и организации туров по местам съемок. Во-вторых, она будет стимулировать развитие нового для России вида бизнеса – продакшн-сервиса на экспорт (привлечение российских специалистов и компаний для съемок зарубежных фильмов и сериалов).
Зарубежные продюсеры уже снимают в России и привлекают к работе российские кинокомпании. Так, НВО снимал в Москве сериал «Чернобыль» (съемки организовывала кинокомпания «Водород»), а в Санкт-Петербурге – сериал «Екатерина Великая» («Глобус фильм»). Amazon снимал в России сериал «Джек Райан», его партнером была кинокомпания Bazelevs Тимура Бекмамбетова.
Российским кинокомпаниям интересно участвовать в подобных проектах, даже с учетом того, что они будут выполнять сервисные функции, говорит директор «Глобус фильма» Наталья Смирнова. «Это колоссальный опыт для всех российских участников съемочной группы. Продюсеры, желая сэкономить, направляют в другие страны только ключевых участников съемочной группы. Работа с профессионалами высокого уровня на масштабных проектах способствует развитию не только отдельно взятой кинокомпании, но и всей киноиндустрии», – уверена Смирнова.
«Глобус фильм» планирует подать заявку на участие в программе рибейтов с проектом «Ветра Сибири», который будет снимать французская кинокомпания Paprika Films. Смирнова считает, что практику выделения субсидий на возмещение затрат при проведении съемок в России было бы полезно распространить на копродукционные проекты – фильмы и сериалы, которые снимают продюсеры сразу из нескольких стран.
Заявку на производство 13 серий мультсериала на экологическую тему «Инопланетяне в моем рюкзаке» хочет подать и «Союзмультфильм», сообщила «Ведомостям» председатель правления киностудии Юлиана Слащева. Заказчик проекта – сингапурская компания Toonz Media Group. «Россия планирует в ближайшей перспективе выйти в десятку мировых анимационных держав, и создание контента для иностранных студий будет способствовать увеличению производственных мощностей», – считает она.