ЕЭК ищет нарушения конкуренции в поисковой выдаче
Антимонопольный орган ЕАЭС начал расследование практики дискриминации бизнеса со стороны цифровых экосистемДепартамент антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) проводит расследование на трансграничном рынке предоставления услуг размещения рекламы в поисковой выдаче цифровых экосистем, сообщил «Ведомостям» директор департамента Алексей Сушкевич. По его словам, расследование носит не заявительный, а инициативный характер, т. е. начато самой комиссией. ЕЭК – регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который наряду с Россией входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Решения комиссии обязательны для исполнения в государствах – членах ЕАЭС.
На первом этапе перед ЕЭК стоит задача проанализировать рынок и выявить возможные нарушения правил конкуренции, а затем установить конкретный круг нарушителей, рассказал Сушкевич. Для этого департамент 16 апреля собрал на совещание представителей профильных ассоциаций, рекламодателей, участников рынка, в том числе тех, кто уже сталкивался с дискриминацией со стороны цифровых экосистем при продвижении своих товаров и услуг в поисковой выдаче, сообщил он. По словам Сушкевича, на совещании «довольно часто поднимался вопрос предоставления цифровыми экосистемами преференций при продвижении своих сервисов в поисковой выдаче, в том числе при помощи так называемых колдунщиков (виджеты и текстовая информация на странице с результатами поиска, располагающиеся, в том числе, вверху ссылок органической выдачи. – «Ведомости»)
На совещании в ЕЭК действительно звучало много жалоб на использование колдунщиков, подтверждает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян, участвовавший в заседании комиссии. Но эти виджеты являются инструментом продвижения сервисов в поисковой выдаче, не относящимся к рекламе, подчеркивает он. Таким образом, чтобы именно колдунщики стали объектом рассмотрения, комиссии придется по меньшей мере расширить сферу своего расследования, считает Казарян.
Ранее вопрос конкуренции в сфере предоставления услуг размещения рекламы в поисковой выдаче привлек внимание Федеральной антимонопольной службы России (ФАС). Она начала проверку «Яндекса» после того, как на работу его поисковой системы пожаловался ряд компаний, в том числе онлайн-кинотеатр ivi, сервисы Avito, ЦИАН, Profi.ru, 2ГИС и др. По утверждениям заявителей, «Яндекс» в поисковой выдаче отдавал приоритет собственным сервисам, продвигающим товары и услуги с помощью колдунщиков. Другие сервисы, как утверждали заявители, такой возможности были лишены. ФАС согласилась с доводами заявителей и потребовала от «Яндекса» до 1 апреля 2021 г. прекратить практику дискриминационных условий. «Яндекс» предупреждение ведомства в указанный срок не исполнил, и 13 апреля ФАС возбудила дело в отношении компании. Если факт ограничения конкуренции со стороны «Яндекса» будет установлен, ему грозит «оборотный штраф от суммы выручки на рынке» (штраф, исчисляемый пропорционально выручке компании), сообщала ФАС.
Расследование ЕЭК напрямую не связано с делом ФАС в отношении «Яндекса», отметил Сушкевич. Но среди причин, побудивших ЕЭК начать собственное расследование, он называет интерес, проявленный к этой теме антимонопольным органом России, а также расследования в отношении владельцев поисковиков со стороны регуляторов в других юрисдикциях, в частности к Google в Европе и США. По его словам, комиссия уже направила запросы всем владельцам поисковиков, работающих на территории ЕАЭС. «Правила справедливого поиска должны быть едиными для всех пяти стран, входящих в ЕАЭС. Это расследование особенно актуально в связи с тем, что значимость и влияние цифровых экосистем растет во всех сферах бизнеса, не только в интернет-рекламе, поисковой выдаче, и это общемировой тренд», – резюмировал Сушкевич.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2020 г. российский рынок интернет-рекламы вырос на 4% до 253 млрд руб. Крупнейшими экосистемами в России являются сегодня «Сбер», «Яндекс», Mail.ru Group, «Тинькофф» и МТС, указано в исследовании J’son & Partners Consulting, подписками на эти экосистемы охвачено 11% жителей страны. Весь этот рынок аналитики компании оценивают в 12,3 млрд руб. по итогам 2020 г. Чаще всего россияне пользуются сервисами цифровых экосистем для прослушивания музыки, просмотра кино и сериалов в онлайн-кинотеатрах и заказа такси, отмечают в J’son & Partners Consulting.
«Ведомости» направили запросы в «Яндекс», Google и Mail.ru Group с просьбой прокомментировать расследование, начатое ЕЭК.
Владелец юридической компании «Катков и партнеры» Павел Катков полагает, что, хотя на рынке интернет-поиска стран ЕАЭС лидируют «Яндекс» и Google, наиболее вероятны претензии к «Яндексу», поскольку компания имеет собственные сервисы и продвигает их в тех же нишах, что и конкуренты, заказывающие у нее рекламу. «Последствия расследования комиссии ЕЭК для интернет-игроков схожи с последствиями, которые наступили бы в случае работы по этому направлению национальных антимонопольных служб. Наиболее жесткая мера ответственности за нарушение, если оно будет установлено, – штрафные санкции вплоть до оборотных штрафов», – резюмировал Катков.
ЕЭК могут интересовать в первую очередь «Яндекс» и Google, говорит Казарян. «Яндекс» – лидирующий поисковик на российском рынке, а Goоgle – на территории четырех других стран, входящих в ЕАЭС, указывает он. У Google тоже есть колдунщики и ранее компания также продвигала через них преимущественно свои сервисы, но затем изменила алгоритм и теперь этот инструмент доступен и для сервисов – конкурентов Google, говорит эксперт.
Поисковики, как правило, интегрированы в экосистемы, что создает опасность для конкуренции, в том числе на смежных рынках, считает Максим Рябыко, гендиректор Ассоциации по защите прав в интернете (представляет интересы крупнейших российских книжных издательств). «Обладание всей информацией о запросах пользователя дает владельцу поисковика возможность войти на наиболее перспективные рынки товаров и услуг. Приоритизация собственных сервисов в поисковой выдаче – это еще одно дополнительное конкурентное преимущество. Экосистемные игроки, в частности «Яндекс», зачастую этим активно пользуются», – говорит он.