«Каро» зовет геймеров в кинотеатры
Опыт других стран показывает, что видеоигры на большом экране могут привлечь аудиториюКиносеть «Каро» первой в России предложила услугу бронирования кинозалов для геймеров. Ее потенциальная аудитория – 65 млн россиян, играющих сегодня в видеоигры, оценивает президент «Каро» Ольга Зинякова, ссылаясь на доклад института «Центр развития» НИУ ВШЭ. Момент для запуска этой услуги она называет более чем подходящим, поскольку сейчас у кинотеатров «нет избытка контента».
«Каро» – четвертая по размеру киносеть в России. По данным исследовательской компании «Невафильм Research» на январь 2021 г., в ее управлении находится 260 кинозалов, расположенных в 32 кинотеатрах. Сама киносеть указывает, что в данный момент управляет 262 кинозалами.
Из-за распространения коронавируса, а также ограничений на посещение киносеансов голливудские студии перенесли свои крупные релизы на постпандемийный период. В результате кинотеатры по всему миру столкнулись с репертуарным дефицитом, что осложняет задачу по возвращению посетителей. На фоне снижения доходов от классического кинопоказа кинотеатры экспериментируют с новыми направлениями, нишами и аудиторией. Так, в начале февраля 2021 г. крупнейшая в Южной Корее киносеть CGV первой в мире предложила арендовать свои кинозалы для проведения видеоигр на большом экране. Этот опыт переняли кинотеатры из США и Великобритании.
В России кинотеатры были закрыты с марта по июль 2020 г. В результате кассовые сборы по итогам 2020 г. снизились на 55,8% по сравнению с 2019 г. до 22,8 млрд руб., следует из данных государственного Фонда кино. С февраля 2021 г. кинопоказ возобновился во всех регионах страны. Но в подавляющем большинстве из них кинотеатры работают с ограничениями на посещение сеансов. Так, в Москве, ключевом регионе для кинопоказа (21% кассовых сборов в России, по данным Ассоциации владельцев кинотеатров за 2019 г.), заполняемость зала сейчас не может превышать 50%.
Стоимость аренды зала для геймеров зависит от многих параметров, в частности от его вместимости и местоположения. Например, в Калининграде зал класса стандарт на 41 место на два часа с понедельника по четверг можно будет забронировать за 6000 руб., с пятницы по воскресенье – за 8000 руб. В Москве аренда зала с сопоставимой вместимостью (44 места) обойдется в 12 000 и 15 000 руб. соответственно.
Решение о запуске аренды кинозалов для геймеров принималось на основе опыта Южной Кореи, США и Великобритании, рассказала Зинякова. Геймеров в этих странах услуга заинтересовала, но оценить ее экономический эффект пока невозможно, отмечает она. В перспективе трех лет «игровая» выручка может достичь 2–3% от кассовых сборов «Каро», прогнозирует Зинякова. Этому, считает она, будет способствовать рост игровой индустрии.
В декабре в интервью «Ведомостям» куратор игрового направления Mail.ru Group Владимир Никольский спрогнозировал 20%-ный рост этого рынка в России по итогам 2020 г. (до 145 млрд руб.). Продажа билетов сейчас, естественно, основной источник доходов «Каро». На их долю, говорит Зинякова, приходится 55% выручки киносети, еще 35% приносит кинобар, 10% – другие услуги, в том числе размещение рекламы в кинотеатрах. Раскрыть размер всей выручки и кассовых сборов за 2020 г. «Каро» она отказалась.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты сходятся во мнении, что аренда кинозалов способна заинтересовать российских геймеров. Потенциально услуга может быть интересна как отдельным игрокам, так и геймерским сообществам и ассоциациям, считает Елена Григорян, директор по маркетингу и рекламе My.Games (игровое подразделение Mail.ru Group).
Гендиректор исследовательской компании «Киноэкспертиза» Олег Иванов добавляет, что услуга имеет потенциал, если игра на большом экране станет массовым зрелищным мероприятием – к примеру, в кинозалах будут проводить игровые чемпионаты.
Владелец порталов о видеоиграх «Канобу» и «Игромания» Гаджи Махтиев считает, что спрос со стороны геймеров на аренду кинозалов вряд ли будет массовым. Хотя, если один из кинотеатров будет готов «переупаковаться» под игровую аудиторию, может получиться хороший эксперимент по созданию на его базе своеобразного клуба для геймеров, отмечает эксперт. Для игровой индустрии это скорее имиджевая история, а для кинотеатров – «еще одна соломинка», чтобы пройти тяжелое время кризиса и его последствия, резюмирует Махтиев.