Mail.ru Group станет совладельцем онлайн-сервиса «Учи.ру»
За 25% российской платформы для школьников компания заплатит 3,75 млрд рублейО решении инвестировать в онлайн-сервис «Учи.ру» «Ведомостям» сообщили в Mail.ru Group. По условиям сделки, сумма которой составила 3,75 млрд руб., Mail.ru Group выкупит 25% в «Учи.ру» с возможностью увеличения доли до контрольной. Сделка будет закрыта до конца года, уточнил «Ведомостям» представитель Mail.ru Group. Первый опцион, предполагающий увеличение доли до 49,5%, по его словам, может быть реализован в конце 2021 г.
«Учи.ру» называет себя крупнейшей онлайн-платформой России для школьного и самостоятельного обучения. По данным компании, сервисом пользуется около половины школьников в стране – более 8 млн, а также свыше 350 000 педагогов. «Учи.ру» производит обучающий контент для школьников с 1-го по 11-й классы по основным предметам. Кроме того, на сайте можно обучаться программированию и «мягким навыкам», готовиться к школьным экзаменам и участвовать в олимпиадах. Всего в базе «Учи.ру» более 50 000 заданий в игровом формате, подготовленных профессиональными методистами. Компания развивает проекты и на зарубежных рынках – HappyNumbers.com, Bricsmath.com и Dragonlearn.org. Они уже работают в США и Канаде, пилоты также запущены в Индии, Китае, Бразилии, Южной Африке, Индонезии и Вьетнаме.
У юрлица платформы – ООО «Учи.ру» – девять совладельцев, следует из базы данных «СПАРК-Интерфакс». Крупнейшая доля в 20,17% принадлежит основателю и бывшему совладельцу IT-дистрибутора Merlion Алексею Сонку. Еще по 17,1% – у сооснователей «Учи.ру» Ивана Коломоеца и Евгения Милютина. В число совладельцев также входит сооснователь крупнейшего российского онлайн-рекрутера HeadHunter Юрий Вировец (4,86%). Выручка «Учи.ру» в 2019 г. составила 982 млн руб., чистая прибыль 295,7 млн руб.
Ученье – инвестиции
За последние пять лет совокупный объем инвестиций в проекты в сфере онлайн-образования вырос почти в 4 раза – с $8,8 млн по итогам всего 2014 года до $34,5 за январь – август 2019 г., говорится в совместном исследовании компаний TalentTech, «Нетология» и EdMarket. Его авторы также отмечают, что сейчас рынок онлайн-образования является отчасти серой зоной. С учетом непубличных сделок и сделок неуточненной величины общий объем инвестиций с августа 2017 г. по октябрь 2019 г. они оценивают в $80 млн.
В проекты онлайн-образования вкладывают крупные профильные инвесторы – IT-компании. Помимо Mail.ru Group образовательный проект для школьников есть у «Ростелекома», а «Яндекс» развивает сервис «Яндекс.Практикум», который обучает по специальностям «аналитик», «веб-программист» и др. Кроме того, в сентябре 2019 г. «Яндекс» объявил, что в ближайшие три года вложит 5 млрд руб. в развитие существующих и запуск новых образовательных проектов в сфере IT.
Интерес к подобным проектам также проявляют непрофильные и венчурные инвесторы. В 2017 г. 40% образовательного холдинга «Нетология-групп» приобрели структуры компании «Севергрупп», сумма сделки тогда не раскрывалась. В начале 2018 г. фонд Baring Vostok получил миноритарную долю в бизнесе онлайн-школы английского языка Skyeng предположительно за сумму порядка $15 млн, отмечают авторы исследования.
Приобретаемая доля будет выкупаться пропорционально у всех владельцев сервиса, уточнил «Ведомостям» представитель Mail.ru Group. В компании ожидают увеличения выручки «Учи.ру» по итогам 2020 г. втрое, а до 2023 г. потенциал роста платформы в Mail.ru Group оценивают в 30% в год, плановую маржинальность – более чем в 30%. Примечательно, что сразу после объявления о сделке с Mail.ru Group о намерении инвестировать в «Учи.ру» заявили также Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ). В ходе предполагаемой сделки фонды приобретут миноритарную долю в платформе. Ее размер и сумму сделки представитель РФПИ отказался раскрыть, отметив лишь, что сделка будет закрыта в течение месяца.
Mail.ru Group уже неоднократно инвестировала в образовательные онлайн-сервисы. Компания владеет контрольной долей в онлайн-сервисах GeekBrains (51%) и Skillbox (70%), а также долями в платформе «Тетрика» (45%), онлайн-школе программирования для детей «Алгоритмика» (11,7%), образовательном онлайн-сервисе SkillFactory (18,31%).
Совокупный объем инвестиций в российское онлайн-образование за последние пять лет составил около $80 млн, следует из совместного исследования TalentTech, «Нетология» и EdMarket. Весь рынок российского онлайн-образования в 2019 г. они оценили в 38,5 млрд руб. при среднегодовых темпах роста на уровне 20%. При этом, по данным отчета «Интерфакс-Академии», рынок онлайн-образования в указанный период составил около 50 млрд руб. Аналитик «Ренессанс капитала» Кирилл Панарин говорит об объеме рынка в 2019 г. в 45 млрд руб. Он указывает, что к 2023 г. отрасль вырастет примерно в 3 раза, превысив 140 млрд руб. Сделка с «Учи.ру» значительно увеличит присутствие Mail.ru Group на этом быстро развивающемся и привлекательном рынке, потенциал роста которого может обеспечить большая численность населения на фоне низкого онлайн-проникновения, отмечает Панарин.