Mediascope собирает гибридную монополию

Измеритель российских медиа покупает MediaHills
Для Mediascope синергетический эффект сделки состоит в том, что новый партнер умеет собирать и обрабатывать массив технологических данных, которые можно объединить с панельными данными
Для Mediascope синергетический эффект сделки состоит в том, что новый партнер умеет собирать и обрабатывать массив технологических данных, которые можно объединить с панельными данными / Евгений Разумный / Ведомости

Исследовательская компания Mediascope, измеряющая аудиторию российских телеканалов и других медиа, приобрела контрольный пакет в компании MediaHills, сообщили в Mediascope. Генеральный директор MediaHills Андрей Бояринов уточнил, что речь идет о продаже доли в АО «Медиа хилс», но размер этой доли назвать отказался. Из данных «СПАРК-Интерфакса» следует, что Бояринов – генеральный директор и совладелец двух юрлиц: АО «Медиа хилс» и ООО «Медиа хилс». По его словам, ООО с 1 января 2021 г. прекратит свою деятельность, а все контракты будут переведены в АО, долю в котором и приобрела Mediascope. Источник, близкий к сделке, рассказал, что речь идет о доле более чем в 50%. Сумму сделки стороны не раскрывают.

По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка АО «Медиа хилс» в 2019 г. составила 13,8 млн руб., чистая прибыль – 1,39 млн руб. Выручка ООО «Медиа хилс» в прошлом году достигла 21,6 млн руб., а чистая прибыль – 22,6 млн руб. 

В российской практике подобный бизнес можно оценить с коэффициентом 2–3 к годовой выручке, считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Группа компаний «Медиа хилс» может быть оценена в 100 млн руб., а приобретенная Mediascope доля в 58% – примерно в 60 млн руб., учитывая суммарную выручку обеих юрлиц в 2019 г. на уровне 34 млн руб., а прибыли – около 24 млн руб., отмечает аналитик. Цена, которую Mediascope платит за контрольный пакет в MediaHills, заметно выше 100 млн руб., но разница между оценкой и реальной стоимостью не критична, утверждает источник «Ведомостей», близкий к сделке.

Компания MediaHills создана в 2015 г., занимается поставками данных о телесмотрении кабельных и спутниковых телеканалов в сетях операторов связи. Исследователь обрабатывает информацию с цифровых ТВ-приставок телекомоператоров с применением технологии обратного канала связи (Return Path Data, RPD), позволяющей с высокой точностью собирать данные о просмотре телеканалов через цифровые приставки или с помощью IP-телевидения. Данные MediaHills покупают более 200 клиентов – региональные и нишевые телеканалы, а также медиаагентства, утверждает Бояринов.

В конце 2019 г. MediaHills объявила о запуске в Казахстане проекта по измерению телевизионной аудитории вместе с компанией ТОО «Медиадата» на основе технологии RPD. Партнеры сообщали, что их проект позволит анализировать аудиторные показатели более чем 170 телеканалов и телепередач в 214 населенных пунктах Казахстана. По словам Бояринова, платежи по казахстанскому контракту до сих пор поступали в ООО «Медиа хилс». С 1 января 2021 г. они будут переведены в АО «Медиа хилс», контроль над которым получила Mediascope. Бояринов не раскрывает финансовые показатели по данному проекту. Казахстанский контракт способен дать премию к цене, уплаченной Mediascope за свою долю, указывает Либин.

Для Mediascope синергетический эффект сделки состоит в том, что его новый партнер знает, как собирать и обрабатывать большие данные, а главное – понимает, что с ними делать дальше, говорит Тагиев. По его словам, после сделки MediaHills останется операционно самостоятельным бизнесом. «Мы говорим про партнерство, они остаются отдельным игроком, который зарабатывает деньги на обработке данных и поставке результатов на открытый рынок», – сказал он. Бояринов добавляет, что MediaHills сегодня почти не пересекается с Mediascope ни по клиентам, ни по основным продуктам и что в среднесрочной перспективе компания намерена активно развиваться, используя опыт и ресурсы партнера.

Контроль над MediaHills нужен Mediascope, чтобы построить гибридную медиаизмерительную панель, уверен директор департамента ТВ и контента J’son & Partners Дмитрий Колесов. Сегодня Mediascope измеряет телеаудиторию на основании выборочного исследования при помощи пиплметров – специальных устройств, подключаемых к телевизору и фиксирующих информацию о просмотрах, установленных более чем в 9000 домохозяйств, входящих в исследовательскую панель на территории России. Интеграция принадлежащей MediaHills технологии RPD позволит обогатить информацию пиплметрической панели, получая на выходе более устойчивые и надежные данные о телесмотрении, отмечает Колесов.

Монополизация на рынке медиаизмерений нарастает, похоже, что совсем скоро альтернатив единому медиаизмерительному окну в лице «Медиаскопа» не останется, сетует топ-менеджер одной из крупных рекламных групп. Сделка укрепит позиции Mediascope как универсального поставщика репрезентативных данных разного уровня детализации, решив возникающие вопросы по размеру и качеству панели в городах с населением менее 100 000 человек, считает директор по стратегическим технологиям Dentsu Russia Юрий Лысенко. Партнерство откроет новые технологические возможности как отдельно в ТВ-измерениях, так и в кросс-измерениях ТВ + диджитал, указывает руководитель отдела активации брендов Havas Media Юлия Бельская. 

В феврале 2020 г. Mediascope объявила о покупке контролирующей доли в компании «Цифрасофт», специализировавшейся на измерении аудитории медиа с помощью мобильных приложений.