Книжные издательства просят «Яндекс» и Mail.ru Group внедрить цифровой отпечаток для выявления нелегального контента

Это сэкономит правообладателям сотни миллионов рублей в год
Книгоиздатели рассчитывают на цифровой отпечаток/ Евгений Разумный / Ведомости

Президент Российского книжного союза (РКС) Сергей Степашин направил обращение к руководству интернет-компаний «Яндекс» и Mail.ru Group, в котором от лица книжной индустрии попросил организовать процесс удаления пиратских ссылок из поисковой выдачи во внесудебном порядке, а также внедрить на своих площадках технологию распознавания нелегальных копий книг по цифровому отпечатку. Как отмечает Степашин, правообладатели творческих индустрий ежегодно тратят сотни миллионов рублей на поиск и удаление пиратского контента. «Ведомости» ознакомились с копией обращения президента РКС, его подлинность подтвердила «Ведомостям» исполнительный директор союза Елена Старостина.

Технологию распознавания нелегального контента по цифровому отпечатку с 2017 г. уже использует крупнейшая в России социальная сеть «В контакте» (принадлежит Mail.ru Group). Выкладываемые пользователями на этой площадке электронные книги автоматически сравниваются с легальными копиями, и, если характеристики файлов совпадают, такой контент признается пиратским и должен быть удален либо запрещен к размещению, если речь о новом контенте. А с сентября 2019 г., после подписания с крупнейшими книжными издательствами антипиратского меморандума, «В контакте» расширила действие этой технологии и на аудиокниги. И теперь пользователь этой соцсети в принципе не может загрузить нелегальную копию книги – аудио- или электронной.

Успешный опыт по фильтрации электронных и аудиокниг во «В контакте» убеждает издателей в том, что все технические возможности для контроля контента существуют, пишет Степашин в своем обращении. По его словам, у издательств уже есть библиотеки цифровых отпечатков, которыми они готовы делиться с площадками: «Мы предлагаем объединить усилия и внедрить всю совокупность технологий при нашем максимальном содействии».

В числе адресатов обращения Степашина указаны также руководители Роскомнадзора и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Липов и Игорь Артемьев.

Их президент РКС попросил принять меры, которые бы исключили «угрозу недобросовестной конкуренции, а в некоторых случаях и злоупотреблений доминирующим положением». «Цифровые площадки фактически являются конкурентами правообладателей, организовывая или осуществляя сбыт контрафактных электронных книг. Многие игроки осознанно злоупотребляют статусом информационного посредника, понимая, что «бесплатный контент» является «магнитом» для пользователей, а значит, драйвером цифровой площадки, фундаментом для монетизации пользовательской активности», – говорится в обращении Степашина. 

Представитель Mail.ru Group Сергей Лучин и пресс-служба «Яндекса» подтвердили получение письма от РКС. В пресс-службе ФАС «Ведомостям» также сообщили, что обращение Степашина поступило в ведомство, но рассмотрено ли оно по существу, не ответили. Пресс-служба Роскомнадзора на момент публикации не ответила на запрос «Ведомостей».

Как в кино 

У «Яндекса» и Mail.ru Group уже есть успешный опыт борьбы с пиратским контентом. Внесудебное удаление такого контента из поисковой выдачи компании практикуется с ноября 2018 г., когда обе компании подписали антипиратский меморандум с медиакомпаниями, продюсерами и легальными видеосервисами. С тех пор интернет-площадки обязаны удалять из своей поисковой выдачи пиратские копии фильмов и сериалов в течение шести часов после внесения правообладателем ссылки на нелегальный контент в специально созданный реестр. Для правообладателей добиться подписания меморандума было критически важным, поскольку именно поисковики, по их словам, обеспечивают основной трафик на пиратские сайты.

Однако действие этого механизма распространяется только на аудиовизуальный контент и не учитывает интересы других правообладателей – книжных издательств и производителей софта. Книгоиздатели просили включить их в меморандум. В ноябре 2018 г. такое обращение Степашин уже направлял в Роскомнадзор, но тогда получил отказ со ссылкой на то, что действующий меморандум предусмотрен только для владельцев прав на аудиовизуальные произведения («Ведомости» ознакомились с копией ответа Степашину, направленного замруководителя Роскомнадзора Вадимом Субботиным, его подлинность также подтвердила Старостина). 

Планировалось, что меморандум будет действовать ограниченное количество времени (изначально он был заключен на год, но затем неоднократно продлевался), а взамен ему и на его базе будет разработан антипиратский законопроект и уже в нем будут учтены интересы всех правообладателей, знают три собеседника «Ведомостей», участвующие в заседаниях рабочих групп. Обсуждение этого законопроекта началось практически сразу после подписания меморандума, сначала в Роскомнадзоре, а затем в Госдуме и администрации президента. 

По словам собеседников «Ведомостей», из-за перестановок в правительстве в январе 2020 г. и смены главы профильного комитета Госдумы по информационной политике (вместо перешедшего в правительство Леонида Левина комитет возглавил Александр Хинштейн), а затем и пандемии коронавируса обсуждение законопроекта было приостановлено, но сейчас возобновилось. Однако, когда именно будет определена окончательная конфигурация документа, никто из собеседников «Ведомостей» сказать не смог. 

«В контакте» с издателями 

Понимая, что вопрос внесудебного удаления пиратских копий книг во многом связан с принятием соответствующего закона, книгоиздатели через РКС решили попробовать договориться с интернет-компаниями о повсеместном внедрении технологии распознавания и последующего удаления нелегального контента по цифровому отпечатку. Крупные издательские группы и издательства – «Эксмо-АСТ», «Альпина», «Азбука-Аттикус» – поддерживают инициативу РКС и готовы к взаимодействию с интернет-компаниями, заявили «Ведомостям» их топ-менеджеры и представители.

Технология цифрового отпечатка доказала свою эффективность во «В контакте»: с 2017 г., когда соцсеть начала применять эту технологию для выявления нелегального контента, количество обнаруживаемых пиратских книг снизилось с 24 000 до 5900 к концу 2019 г., а с начала 2020 г. выявлено лишь 648 таких файлов, рассказал «Ведомостям» Максим Рябыко, гендиректор Ассоциации защиты прав в интернете (АЗАПИ, защищает авторские права на книги 15 крупнейших издательств – «Эксмо», АСТ, «Альпина паблишер», «Азбука-Аттикус», «Манн, Иванов и Фербер» и др.). 

«По количеству удаленных ссылок в отчетах АЗАПИ видно, кто реально готов работать, а кто нет. Пока результаты достигнуты только с командой «В контакте». Удивительно, что не удается внедрить рабочий инструмент с цифровыми отпечатками. Даже хотя бы на уровне одной группы», – недоумевает президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. Он, в частности, отмечает, что с соцсетью «Одноклассники» (также входит в Mail.ru Group) договориться о внедрении аналогичного механизма до сих пор не удалось. 

Со всеми интернет-площадками, кроме «В контакте», издателям приходится пока судиться. Только за прошлый год в Мосгорсуд было направлено 578 исков о защите авторских прав, в том числе к структурам и сервисам «Яндекса» и Mail.ru Group, следует из данных АЗАПИ.

В статью внесены изменения. Добавлены следующие абзацы:

Однако обращение в суд, даже если суд в итоге встает на сторону правообладателей, и интернет-площадка ограничивает доступ к нелегальному контенту или ресурсу с пиратскими книгами, больше похоже на попытку потушить дом с помощью стакана воды, считает Рябыко.

«Яндекс» со скоростью ракеты индексирует «зеркала» пиратских сайтов, и поднимает в своей поисковой выдаче новые ресурсы с пиратским контентом, — говорит он. — Как следствие – уровень пиратства в «Яндексе» удается за счет блокировки пиратских ресурсов снижать с 15% до 6% в год в электронных книгах и с 30% до 12-15% в аудиокнигах. В Google уровень пиратства находится на уровне примерно 1%».

Такого показателя, как считает гендиректор АЗАПИ, удается достигать за счет позиции и действий самого Google: эта интернет-компания не только удаляет нелегальный контент по обращению правообладателей в рамках Digital Millennium Copyright Act (действующий в США закон об авторском праве в цифровую эпоху, принципы которого компания применяет и на других территориях своего присутствия), но еще и пессимизирует сайты, замеченные пиратстве.

В экосистеме Mail.ru Group применяются разные технологии и подходы, в том числе, регулярно обрабатываются предоставляемые партнерами цифровые отпечатки, сообщил «Ведомостям» представитель группы Сергей Лучин.

«К сожалению, не все коллеги готовы делиться отпечатками, в этом случае мы вынуждены работать исключительно по конкретным обращениям», — утверждает он, добавляя при этом, что со стороны Mail.ru Group никаких «препятствий для внедрения отпечатков нет, и решение на стороне конкретных правообладателей».

Существующие проблемы в борьбе с пиратами можно решить только законодательным путем можно решить, считают в «Яндексе». «Равноприменимый «антипиратский закон» должен предоставить правообладателям любого формата контента дополнительные рычаги для борьбы с нелегальным контентом, а также детально определит роль интернет-площадок, в частности – поисковиков в такой борьбе», — заявили «Ведомостям» в пресс-службе этой интернет-компании.