Чиновники не готовы вводить сбор для авторов с интернет-компаний
С таким предложением выступал Российский союз промышленников и предпринимателейМинкультуры не ведет разработку законопроектов, направленных на введение дополнительных отчислений в пользу авторов музыки, которая звучит в фильмах и мультфильмах, показанных в интернете. Это следует из ответа министерства на обращение Ассоциации интернет-видео («Ведомости» ознакомились с копией письма). В Минкомсвязи инициатива не поступала, говорится в ответе этого министерства на аналогичный запрос ассоциации (копия есть у «Ведомостей»). Именно эти два министерства отвечают за регулирование деятельности видеосервисов. Представители Минкультуры и Минкомсвязи подтвердили подлинность этих писем. Ввести такие отчисления с интернет-компаний в начале апреля предложил правительству президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.
Как авторы получают деньги
Сейчас по закону авторы музыки и песен ежегодно получают миллиарды рублей дополнительного вознаграждения, если их произведения звучат на концертах, в эфире телеканалов и радиостанций, в публичных местах (ресторанах, поездах, торговых центрах), используются в фильмах и мультфильмах, которые идут в кинотеатрах. Собирает эти деньги с медиакомпаний, кинотеатров, ресторанов и распределяет между композиторами и песенниками Российское авторское общество (РАО). К примеру, кинотеатры платят РАО в среднем около 1% со всех сборов фильмов в стране. Также авторам компенсируются выпадающие доходы, когда слушатели в частном порядке копируют купленные записи с компьютера на смартфон, со смартфона на плейер и т. д. Платят эти деньги не сами слушатели, а производители и импортеры техники, которая позволяет такое копирование. За эти сборы отвечает Российский союз правообладателей (РСП). В 2018 г. РАО и РСП совокупно собрали 9,5 млрд руб. Отчеты за 2019 г. эти организации до сих пор не опубликовали. Для сравнения: по данным исследовательской компании «ТМТ консалтинг», в 2019 г. выручка российских онлайн-кинотеатров выросла на 46% до 16,7 млрд руб. Если бы эти компании обязали платить композиторам и песенникам примерно по той же ставке, что у обычных кинотеатров, РАО или РСП могли бы дополнительно получить около 200 млн руб. в год.
Мимо интернета
Существующая схема авторских сборов была введена в законодательство в 2008 г., объясняет адвокат коллегии «Клишин и партнеры» Владимир Энтин, проникновение интернета тогда было небольшим, интернет-бизнес только развивался, поэтому в законодательстве онлайн-распространение музыки осталось фактически незамеченным. Позднее авторские общества стали пытаться раз за разом расширить отчисления на резко растущий интернет-бизнес. Так, в 2014 г. РСП предложил ввести коллективное управление авторскими правами в интернете – так называемую глобальную лицензию. По этой лицензии операторы связи должны были бы платить 25–30 руб. в месяц с каждого устройства, подключенного к сети, взамен пользователи получали бы неограниченный доступ к контенту. Идею раскритиковали как интернет-компании, операторы связи, так и сами правообладатели, так что чиновники не стали внедрять эту идею.
Новый виток
В этом апреле об авторских отчислениях с интернет-компаний вспомнил Шохин. Инициатива была прописана в антикризисном пакете мер, которые он предложил утвердить премьеру Михаилу Мишустину для поддержки креативной индустрии. Потери отрасли от распространения коронавируса президент РСПП оценил в 120–150 млрд руб.
Подобные отчисления не предусмотрены Гражданским кодексом, возражает гендиректор Ассоциации интернет-видео Алексей Бырдин. Опрошенные «Ведомостями» руководители онлайн-кинотеатров отнеслись к инициативе негативно, но от официальных комментариев отказались. Среди прочего непонятно, как РАО или РСП будет рассчитывать вознаграждение конкретного автора, указывает топ-менеджер крупного видеосервиса: «Обычные кинотеатры продают билеты на конкретный фильм, у каждого фильма есть свой доход, часть которого можно поделить между композиторами его музыки. Онлайн-сервисы часто работают по подписке, доход от отдельного фильма тогда определить невозможно». РСПП не получил отказа по своему предложению ни от правительства, ни от курирующих ведомств, настаивает заместитель председателя комитета союза по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Сергей Матвеев. Авторы инициативы продолжат прорабатывать расширение перечня использования аудиовизуальных произведений, добавил он.
Вопрос по авторским отчислениям вызывает много споров в профессиональном сообществе, согласна представитель Минкультуры Анна Усачева. Если и когда консенсус в сообществе будет достигнут, министерство может разработать соответствующие поправки в законодательство. Представитель правительства не ответил на запрос «Ведомостей» по существу.