Интернет-аудитория решит, выйдет ли книга из печати
«Эксмо» ввело новые правила выпуска бумажных книгПосле закрытия книжных магазинов издательства больше не могут использовать данные о продажах, чтобы решить, отдавать ли в печать ту или иную новинку. Взамен издатели вынуждены ориентироваться на реакцию интернет-аудитории. Так, крупнейшее в России издательство «Эксмо» (входит в группу «Эксмо-АСТ») с мая выпускает новинки в печатном виде, только если информация о будущей книге соберет 1 млн контактов с интернет-аудиторией, сообщил гендиректор этого издательства Евгений Капьев. В данных о контактах «Эксмо» учитывает просмотры сообщений о книге в СМИ, на сайте издательства, в соцсетях, а также предзаказы, уточнил он.
Традиционно издательства используют данные книжной розницы, объясняет Капьев: собирают информацию, как уже продаются книги такого жанра, похожих авторов, и тогда принимают решение о выходе новинки, о размере тиража. Розница ‒ основной канал дистрибуции книг, на нее приходится около 70% продаж, говорил президент «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. Но книжные магазины закрыты в России с конца марта из-за пандемии коронавируса, и актуальных данных у издательств больше нет. Теперь издатели продают бумажные книги только через интернет-магазины.
В начале апреля «Эксмо» заявило, что переходит на электронные релизы части книг: цифровые версии новинок стали появляться в сервисе «Литрес». Это временная мера, которая будет действовать до конца карантина, уточнял представитель издательства. Основная часть новинок продолжит сначала выпускаться в печатном виде. Лишь 7% продаж книг в России приходится на их цифровые версии.
Большинство издателей (82%) после закрытия магазинов приостановили выпуск печатных книг, следует из опроса отраслевых организаций и СМИ, данные которого приводит Российский книжный союз (РКС). «Азбука-Аттикус» полностью приостановила выпуск новых книг в конце марта, подтвердил ее представитель.
Издательство АСТ в мае выпустило на 20% меньше книг (по количеству наименований) и в июне прогнозирует сокращение на 70%, говорит директор департамента художественной литературы издательства Сергей Рубис. «Манн, Иванов, Фербер и партнеры» сократило выпуск новинок на 50% (по количеству наименований). «Альпина Паблишер» не отказалось от выпуска новинок, но сократило тираж части таких изданий до 500 экземпляров, рассказал представитель этого издательства.
В марте ‒ апреле книжные магазины, по данным РКС, потеряли 3,6 млрд руб., издательства ‒ 2,3 млрд руб. Издательства рассчитывают вернуться к обычному режиму работы после окончания режима самоизоляции. Капьев рассчитывает, что это произойдет уже в конце июня.
Скорого восстановления книжного рынка не произойдет, скептичен Новиков. Он полагает, что реальные шансы на восстановление возникнут у рынка к концу года.