Кинокомпании Роднянского и Учителя исключены из списка Фонда кино

Государство больше не гарантирует финансирование их проектов
Один из создателей фильма «Вторжение» – студия «Водород» признана лидером киноиндустрии
Один из создателей фильма «Вторжение» – студия «Водород» признана лидером киноиндустрии / Vodorod

Совет государственного Фонда кино решил исключить кинокомпании «Нон-стоп продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова, «Профит» Игоря Толстунова и «Рок» Алексея Учителя из списка так называемых лидеров индустрии, рассказали «Ведомостям» три члена совета. И, наоборот, совет решил включить в список лидеров «Водород» Михаила Врубеля и Александра Андрющенко, а также «Марс медиа» Рубена Дишдишяна, уточнили собеседники «Ведомостей». Фонд кино пока не объявил о решении совета, представитель фонда от комментариев оказался.

Фонд софинансирует производство и прокат отечественных картин – как безвозмездно, так и на условиях полного возврата денег. Каждый проект проходит конкурсный отбор. Но проекты лидеров соревнуются между собой в отдельном конкурсе и получают господдержку в приоритетном порядке. У крупнейших кинокомпаний гораздо больше шансов получить деньги фонда безвозмездно, чем у тех продюсеров, кто в список лидеров не входит. В 2019 г. фонд распределил между кинокомпаниями больше 5,5 млрд руб.

Главные по съемкам

В 2019 г. в списке лидеров было 10 компаний: помимо «Нон-стоп продакшн», «Профит» и «Рока» это студия «Тритэ» Никиты Михалкова, «Дирекция кино» Анатолия Максимова, «Централ партнершип» (ЦПШ, входит в «Газпром-медиа»), Yellow, Black & White, СТВ Сергея Сельянова, Art Pictures Федора Бондарчука, «Базелевс-продакшн» Тимура Бекмамбетова.

Традиционно фонд каждый год утверждает список лидеров заново. Для этого используется несколько критериев, главный из которых – совокупная касса фильмов той или иной кинокомпании за последние три года. В этом году получилось, что «Водород» и «Марс медиа» обогнали по этим критериям «Нон-стоп продакшн», «Профит» и «Рок», объяснили два собеседника «Ведомостей» в совете Фонда кино. Самый высокий рейтинг в этом году получила СТВ.

Новые лидеры

«Марс медиа» запущена Дишдишяном в 2011 г. после его ухода из ЦПШ. В портфеле компании 24 картины, самые известные из них – военная драма «Т-34» (собрала в российском прокате 2,3 млрд руб., это третий результат в истории среди отечественных фильмов), комедия «Громкая связь» (0,5 млрд руб.), история о врачах «Аритмия» (88,7 млн руб., гран-при кинофестиваля «Кинотавр» и еще 10 наград других кинофестивалей). Также «Марс медиа» – один из крупнейших в России производителей сериалов.

«Водород» также начал работать в 2011 г. Врубель начинал работать в кино как креативный продюсер фильмов «Черная молния», «Елки» и «Выкрутасы», где Андрющенко был режиссером монтажа. Первым их самостоятельным проектом как продюсеров стала комедия «Джунгли», с тех пор «Водород» выпустил еще шесть фильмов, в том числе совместно с СТВ комедию «Напарник» (сборы 136 млн руб.), совместно с Art Pictures – фантастический фильм «Притяжение» и его продолжение «Вторжение» (оба собрали по 1 млрд руб.), а также спортивную драму «Лед» и ее продолжение «Лед 2» (собрали по 1,5 млрд руб.). В четверг, 23 апреля, в онлайн-кинотеатре стартовал фантастический фильм «Спутник», также произведенный «Водородом» совместно с Art Pictures и Hype Film при поддержке «НМГ студии» и канала СТС. В 2018 г. совладельцем «Водорода» стала «СТС Медиа». После того как «Национальная медиа группа» стала основным владельцем «СТС Медиа», пакет «Водорода» перешел под управление специально созданного киноподразделения группы под названием «НМГ студия».

Спор о Гоголе

Также совет Фонда кино обсуждал вхождение в список лидеров 1-2-3 Production, рассказали «Ведомостям» три члена совета. Эта кинокомпания создана в 2018 г. на базе субхолдинга «Развлекательное телевидение «Газпром-медиа», ее главные продюсеры – Валерий Федорович и Евгений Никишов. Среди фильмов, созданных этой студией или выпущенных по ее заказу, – «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел» (1,7 млрд руб.) и одноименное продолжение, а также три части фильма «Гоголь» (совокупно собрали 1,3 млрд руб.), «Верность» (97 млн руб.). В итоге 1-2-3 Production по числу баллов в рейтинге потенциальных лидеров обогнала «Водород» и «Дирекцию кино». Но один из членов совета фонда, гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст, засомневался, что 1-2-3 Production можно считать создателем «Гоголя», и указал, что проект изначально снимался продюсерской компанией «Среда» по заказу канала ТНТ, рассказали три собеседника «Ведомостей». «Среда» часто снимает сериалы для «Первого» и сама претендовала на попадание в список лидеров фонда.

Никишов и Федорович – продюсеры «Гоголя», прежде они работали на канале ТНТ. Этот канал, как и 1-2-3 Production, входит в разлекательное подразделение «Газпром-медиа». В реестре Минкульта 1-2-3 Production числится среди создателей трилогии «Гоголь» под своим прежним названием – «Ника ТВ», убедились «Ведомости».

Эрнст, впрочем, указал на заседании совета, что 1-2-3 Production была внесена в реестр как создатель трилогии уже после ее выхода в кинотеатрах. Несколько других членов совета согласились, что ситуация с 1-2-3 Production вызывает вопросы, рассказали собеседники «Ведомостей», поэтому совет фонда решил отложить рассмотрение заявки 1-2-3 Produсtion до следующего совета. Он, скорее всего, пройдет после майских праздников, знает один из членов совета.

Представитель 1-2-3 Production заверил «Ведомости», что компания готова ответить совету на все вопросы, связанные с со своим участием в «Гоголе».

Больше не лидеры

«Нон-стоп продакшн» была одним из долгожителей списка лидеров Фонда кино, компания попала в него еще в 2010 г. Но в последние годы Роднянский и Мелькумов больше занимались авторским кино. Так, они были продюсерами нескольких фильмов Андрея Звягинцева, в том числе «Левиафан» (получил приз «Золотой глобус» и был номирован на премию «Оскар») и «Нелюбовь» (премия «Сезар» и еще одна номинация на «Оскара»). Также Роднянский и Мелькумов стали продюсерами фильма Кантемира Балагова «Дылда», который получил приз за лучшую режиссеру в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. «Мы действительно больше сконцентрировались на содержательных драмах с большим потенциалом международного проката, а не на жанровом кино, которое обычно финансирует Фонд кино», – говорит Роднянский. «Нон-стоп продакшн», по его словам, продолжит подавать некоторые проекты на конкурсы фонда на общих основаниях – он рассчитывает, что фонд дополнительно профинансирует его новый фильм о чернобыльской катастрофе.

«Профит» Толстунова – еще один долгожитель списка лидеров. Последний фильм студии вышел в кинотеатрах два года назад – тогда комедия «Ну здравствуй, Оксана Соколова» собрала 80 млн руб. Сейчас «Профит» и Star Media завершают производство исторической драмы «Сердце Пармы». С Толстуновым связаться не удалось.

«Рок» Алексея Учителя входил в список лидеров в 2012–2013 гг., а потом заново был внесен в него в 2018 г. Это произошло благодаря единственной картине Учителя – истории романа будущего императора России Николая II и балерины – «Матильда», которая в 2017 г. собрала в прокате 512 млн руб. С тех пор у студии не было крупных премьер. В этом апреле «Рок» планировал выпустить футбольную драму «Стрельцов», но релиз был перенесен из-за коронавируса. «Решение совета фонда справедливо, наш результат по кассе за последние годы налицо, – говорит Учитель. – Мы рассчитываем вернуться в список после выхода наших следующих картин».