«Яндекс» нашел крупного партнера для производства сериалов
Его видеосервис «Кинопоиск HD» подписал долгосрочную сделку с «Медиасловом»Видеосервис «Кинопоиск HD» (входит в «Яндекс») получил право первым выбирать любой новый проект продюсерской компании «Медиаслово», сообщили «Ведомостям» основатели этой компании Петр Ануров и Данила Шарапов, а также директор по развитию медиасервисов «Яндекса» Ольга Филипук. Сделка, так называемая first look deal, заключена сроком на три года, ее финансовые детали стороны не раскрывают.
«Яндекс» приобрел крупнейший в России сайт о кино «Кинопоиск» в 2013 г., а два года назад запустил на его основе платный видеосервис, который называется «Кинопоиск HD». Сейчас у этого сервиса больше 1 млн платящих зрителей. Это один из крупнейших видеосервисов с подпиской в России.
Прошлой весной стало известно, что на «Кинопоиске HD» появится оригинальный контент – т. е. сериалы, произведенные специально по заказу этой площадки.
Российские видеосервисы стали выпускать оригинальный контент только с 2018 г. Больше всего таких интернет-проектов выпускают платформы, связанные с крупнейшими телехолдингами. Прежде всего это Premier, который входит в «Газпром-медиа», и Start, запущенный командой продюсерской компании Yellow, Black & White, – он также частично принадлежит «Газпром-медиа». Недавно оригинальные проекты для интернета стали появляться и на More.TV, который входит в «Национальную медиа группу». Сериалы для таких платформ часто сначала выходят в интернете, а потом появляются в телеэфире. Так, онлайн-кинотеатр Premier осенью 2018 г. стартовал с сериала Семена Слепакова «Домашний арест», который этой весной показал канал ТНТ (также входит в «Газпром-медиа»).
«Яндекс» станет первым видеосервисом рунета, который регулярно выпускает собственные сериалы и при этом никак не связан с ТВ, – т. е. первой платформой, которая будет зарабатывать на сериалах именно на платежах интернет-пользователей. «Я не исключаю, что через год-другой наши сериалы появятся и на других платформах или в других средах, но это не является нашим приоритетом», – говорит Филипук.
В 2019 г. рынок видеосервисов в России вырос в 1,5 раза до 17,1 млрд руб., подсчитал «TMT консалтинг».
Свои первые оригинальные сериалы «Кинопоиск HD» покажет в конце марта – это фантастическая комедия «Проект «Анна Николаевна» и антиутопия «Последний министр» от Романа Волобуева. Оба проекта произвела продюсерская компания «Среда» Александра Цекало.
До конца сентября на «Кинопоиске HD» выйдет семь оригинальных сериалов, говорит Филипук. Источник, близкий к «Яндексу», знает, что до конца года сервис планирует выпустить 12 своих сериалов. Помимо «Медиаслова» и «Среды» их делают компании Mars Media, «Друг друга», RSS Production.
И только с «Медиасловом» видеосервис подписал контракт на несколько лет. На «Кинопоиске HD» будет выходить около трех проектов в год от этой компании, полагает Филипук. Ануров и Шарапов рассчитывают делать для «Яндекса» до 10 проектов в год. Пока партнеры договорились о выпуске четырех проектов. Первый из них – комедийный сериал «Беспринципные» по рассказам Александра Цыпкина выйдет на платформе в июне – июле.
«Медиаслово» создано в 2017 г. и сотрудничает с несколькими российскими телеканалами. Среди его сериалов – «Магомаев» и «Подкидыш» (вышли на «Первом канале»), «Филатов» (СТС), «Мертвое озеро» (Premier), «В шаге от рая» («Россия 1»), «Марлен» (выйдет на НТВ). Анурову также принадлежит кинокомпания «Кино-слово» (фильмы «Духless», «Селфи», «Тренер», «Серебряные коньки»). Шарапов прежде возглавлял дирекцию общественно-политического вещания «Первого канала» и был генеральным продюсером НТВ.
«Сразу после запуска «Медиаслова» мы решили, что хотим делать проекты не только для ТВ, но и для интернета, – говорят Шарапов и Ануров. – Поэтому, когда платформы в России стали разговаривать с продюсерами, мы показали им не те сериалы, которые по тем или иным причинам не смогли запустить на ТВ, а целый пакет проектов, созданных именно под онлайн-аудиторию». А поскольку «Медиаслово» – молодая компания, то у нее нет жестких привязанностей к тому или иному каналу и, соответственно, неизбежных ограничений для работы с онлайн-платформами, добавляют они. Филипук объяснила выбор «Медиаслова» как долгосрочного партнера «Кинопоиска HD» тем, что Ануров и Шарапов – продюсеры, которые «сфокусированы на том, чтобы сделать каждый свой проект ярким, конкурирующим не только с российскими, но и с зарубежными проектами». Похожие партнерства много лет заключают с продюсерами российские телеканалы, часть таких сделок закончилась покупкой производящих компаний, самый известный пример – приобретение холдингом «Газпром-медиа» компании Comedy Club Production.
Ануров, Шарапов и Филипук не называют бюджеты совместных проектов, они лишь говорят, что это «дорогие проекты». «Кинопоиск HD» не раскрывает общие расходы на производство эксклюзивного контента для своего онлайн-кинотеатра. Телеканалы обычно считают дорогими сериалы, бюджет которых начинается от 20 млн руб. за серию. Три продюсера, которые работают с «Кинопоиском HD», знают, что у платформы есть несколько проектов, создание которых обойдется в 40–50 млн руб. за эпизод.
«Яндекс» довольно сильно рискует, говорят опрошенные «Ведомостями» игроки рынка: компания заявила плотный график премьер, у части которых еще только начинаются съемки, а запаса проектов, как у телеканала, у сервиса нет.