Пиратские ссылки из поиска еще год будут удалять не законно, а добровольно
Медиакомпании решили пока не вносить в Госдуму антипиратский законопроектМедиахолдинги и интернет-компании договорились снова продлить действие антипиратского меморандума, рассказали «Ведомостям» сотрудники нескольких медиакомпаний.
Этот меморандум сейчас единственный способ удалять ссылки на пиратский контент из выдачи поисковиков, прежде всего из «Яндекса». Это добровольное соглашение игроков индустрии, изначально предполагалось, что осенью 2019 г. оно будет заменено соответствующим законом. Но внести уже написанный законопроект на рассмотрение Госдумы медиакомпании не успели и продлили действие меморандума на три месяца. Теперь решено, что меморандум проработает еще год – до конца января 2021 г., рассказали собеседники «Ведомостей». По их словам, это даст время поработать над законопроектом, который сейчас вызывает массу вопросов и у самих медиакомпаний, и у чиновников.
Обсуждения о продлении договора происходили на площадке отраслевой ассоциации «Медиа-коммуникационный союз» (МКС) при участии Роскомнадзора, знают два собеседника «Ведомостей». Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров и президент МКС Михаил Демин подтвердили «Ведомостям», что антипиратский меморандум продлен на год.
Меморандум в ноябре 2018 г. подписали крупнейшие российские медиахолдинги, онлайн-кинотеатры и интернет-компании, в том числе «Первый канал», ВГТРК, «Газпром-медиа», «Национальная медиа группа» (НМГ), «Яндекс» и «Кинопоиск», Mail.ru Group, Rambler Group, а также отраслевые ассоциации – «Интернет видео» и Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АП КиТ).
До подписания меморандума правообладатели постоянно упрекали поисковики, что те являются главным источником распространения пиратских копий фильмов и сериалов. Интернет-компании возражали, что юридически не имеют права удалять ссылки на сайт, если тот официально не признан пиратским, и предлагали обращаться в суд. Но после того как суд по искам четырех каналов «Газпром-медиа» против «Яндекс.Видео» принял сторону правообладателя, интернет-компании согласились сотрудничать с телекомпаниями и продюсерами.
Меморандум – добровольное соглашение участников рынка. Действует он так: если производитель сериала или фильма находит в поисковике ссылку на нелегальную копию своего контента, то отправляет эту ссылку в специальный реестр. Ведет этот реестр МСК. Интернет-компании следят за обновлениями реестра и оперативно блокируют ссылки.
Изначально меморандум действовал до 1 сентября 2019 г., потом был продлен до конца 2019 г.
Медиакомпании и Роскомнадзор совместно решили пока не заменять меморандум законом, рассказали «Ведомостям» несколько источников, знакомых с деталями обсуждения.
С одной стороны, прописанная в законопроекте схема урегулирования споров между правообладателями и онлайн-площадками получилась довольно сложной и местами спорной, объясняют три участника группы, которая работала над проектом. Сейчас добавлять ссылки в реестр могут только крупнейшие правообладатели, а закон должен работать для всех, указывают они, значит, нужно предусмотреть механизм проверки претензий правообладателей, процесс арбитража взаимных претензий и т. д., указывает один из собеседников «Ведомостей». Часть полномочий по арбитражу споров предполагалось отдать Роскомнадзору, знают двое собеседников «Ведомостей», но такой вариант не очень устраивает саму службу. Роскомнадзор хочет, чтобы отрасль и дальше использовала в борьбе в пиратством механизмы саморегулирования, описывает позицию ведомства член рабочей группы, а если полноценно привлекать как регулятора службу, то четко нужно прописать в законе ее полномочия.
Продление меморандума не означает отказа от разработки антипиратского закона о поисковиках, настаивают все собеседники «Ведомостей», но теперь этим можно будет заняться спокойнее, без спешки.
Жаров и Демин отказались комментировать причины продления меморандума.
Представители «Яндекса» и Mail.ru Group от комментариев отказались. Представители «Первого» и НМГ подтвердили, что подписали соглашение о продлении меморандума.