Как комедия «Холоп» смогла собрать больше 2 миллиардов рублей за две недели
Фильм окупился в первые дни прокатаФильм режиссера Клима Шипенко «Холоп» за новогодние каникулы собрал в кинотеатрах 2,3 млрд руб., по данным государственной системы учета продажи билетов ЕАИС (здесь и далее – данные на 17.00 мск 12 января).
Комедия о перевоспитании мальчика-мажора, которого сыграл Милош Бикович, стала лидером новогоднего проката, ее выбрал каждый третий зритель, пришедший в российские кинотеатры в каникулы, по оценке журнала «Бюллетень кинопрокатчика»: это 37% праздничной кассы. Всего жители России 1–8 января потратили на билеты в кино 4,1 млрд руб., и 83% из них – на российские фильмы.
Но сильных иностранных конкурентов у отечественного кино не оказалось – крупных голливудских премьер в эти каникулы не было, они не смогли получить прокатные удостоверения, говорили «Ведомостям» сотрудники киносетей, – и это главная причина, по которой кинотеатры недосчитались около 5% новогодних сборов по сравнению с началом 2019 г.
Еще одна причина – две из трех крупнейших отечественных премьер («Союз спасения» и «Вторжение») пока собрали заметно меньше, чем им предсказывали аналитики и кинотеатральные сети.
«Холоп» – всего третья российская картина, которая смогла превысить 2 млрд руб. кассовых сборов, после спортивной драмы «Движение вверх» и военной «Т-34». В целом киносборы в России растут незначительно (в 2019 г. – на 10%), но касса крупных премьер заметно увеличивается год от года. В списке самых кассовых картин на российском рынке традиционно первенствуют голливудские блокбастеры, но есть отдельные отечественные фильмы, которые выходят с рекордными цифрами.
«Холопа» сняла продюсерская компания Yellow, Black & White и группа компаний КИТ («Кино и телевидение», принадлежит «Газпром-медиа») при участии телеканала «Россия 1» (входит в ВГТРК) и поддержке телеканала «Супер» («Газпром-медиа»). Ее производственный бюджет – 160 млн руб., так что фильм окупился в первые же дни проката.
«Холоп» в эти праздники стал универсальным фильмом для семейной аудитории – основного зрителя новогоднего проката, объясняли «Ведомостям» успех картины топ-менеджеры крупнейших российских киносетей и эксперты. И у российского проекта не было голливудского конкурента в этой нише, соглашались они с оценкой сотрудников киносетей.
Успех комедии удивителен, поскольку традиционно в новогодние каникулы в прокате выигрывает отечественный проект, поддержанный одним из двух крупнейших телеканалов страны – «Россией 1» или «Первым каналом». Продвижение в федеральном телеэфире приводит в кинотеатры миллионы зрителей, в том числе тех, кто редко ходит в кино. На этот Новый год «Первый» активно продвигал свой фильм о декабристах «Союз спасения», а «Россия 1» в партнерстве с «Национальной медиа группой» сделала главную ставку на новый фильм Федора Бондарчука «Вторжение».
Телекомпании даже заранее договорились о совместном продвижении двух картин-конкурентов, рассказывали «Ведомостям» их представители. Зрители «Союза спасения» перед началом сеанса видели рекламный ролик «Вторжения» – и наоборот. Более того, в новостях на «России 1» в конце декабря 2019 г. вышел отдельный репортаж о премьере «Союза спасения», а в новостях на «Первом» – о премьере фильма Бондарчука. До этого кино конкурентов телеканалы в новостных выпусках принципиально не замечали.
Но это не помогло: «Вторжение» с производственным бюджетом 900 млн руб. пока собрало в прокате 841 млн руб. Первая часть этой фантастической истории о пришельцах под названием «Притяжение» вышла в 2017 г. и собрала более 1 млрд руб. У «Союза спасения» – третий результат по кассе в каникулы: 624 млн руб. при производственном бюджете 800 млн руб.