Новогоднюю киногонку в России выиграла комедия о перевоспитании мажора
Но зрителям не хватило голливудского киноЖители России в новогодние праздники (1–7 января) потратили на билеты в кино 3,6 млрд руб., следует из предварительных данных журнала «Бюллетень кинопрокатчика». По сравнению с началом прошлого года кинотеатры недосчитались не меньше 5% кассы, говорят опрошенные «Ведомостями» участники рынка. Это произошло из-за того, что две из трех крупнейших отечественных премьер на Новый год не оправдали надежд зрителей, а крупного голливудского блокбастера в прокате не оказалось, считают сотрудники кинотеатров.
Финальные данные по новогодней кассе с учетом 8 января «Бюллетень прокатчика» опубликует в четверг, 9 января.
Абсолютным лидером новогодней битвы стала российская комедия «Холоп» от продюсерских компаний Yellow, Black & White и ГПМ КИТ при участии канала «Россия 1» (входит в ВГТРК) и поддержке канала «Супер» («Газпром-медиа»). Ее производственный бюджет 160 млн руб., режиссер – Клим Шипенко. К вечеру 8 января этот фильм собрал 1,9 млрд руб., следует из данных госсистемы учета кинобилетов (ЕАИС). Среди российских картин отметку в 2 млрд руб. пока удалось преодолеть только двум проектам – спортивной драме «Движение вверх» и военному «Т-34».
Такой результат «Холопа» удивителен, поскольку традиционно в новогодние каникулы в прокате выигрывает отечественный проект, поддержанный одним из двух крупнейших телеканалов страны – «Россией 1» или «Первым каналом». Продвижение в федеральном телеэфире приводит в кинотеатры миллионы зрителей, в том числе тех, что редко ходят в кино. На этот Новый год «Первый» активно продвигал свой фильм о декабристах «Союз спасения», а «Россия 1» в партнерстве с «Национальной медиа группой» сделала главную ставку на новый фильм Федора Бондарчука «Вторжение».
Телекомпании даже заранее договорились о совместном продвижении этих картин-конкурентов, рассказывали «Ведомостям» их представители. Так, зрители «Союза спасения» перед началом сеанса увидели рекламный ролик «Вторжения» – и наоборот. Более того, в новостях на «России 1» в конце декабря 2019 г. вышел отдельный репортаж о премьере «Союза спасения», а в новостях на «Первом» – о премьере Бондарчука. До этого проекты конкурентов каналы в своих новостных выпусках принципиально не замечали.
Но в результате «Вторжение» с производственным бюджетом 900 млн руб. пока собрало в прокате только 715 млн руб. Первая часть этой фантастической истории о пришельцах под названием «Притяжение» вышла в 2017 г. и тогда собрала больше 1 млрд руб. У «Союза спасения» третий результат по кассе в каникулы – 555 млн руб. при производственном бюджете 800 млн руб.
Замыкают пятерку проектов по сборам в каникулы мультфильм «Иван Царевич и Серый волк – 4» (почти 450 млн руб.) и продолжение комедии «Полицейский с Рублевки». Последняя стартовала еще в начале декабря и к концу праздников собрала почти 1 млрд руб.
Было очевидно, что «Холоп» выиграет новогоднюю гонку: это веселая картина для самых разных зрителей, очень подходящая для праздников, говорят опрошенные «Ведомостями» игроки рынка и эксперты. Но удивительно то, насколько большим оказался отрыв «Холопа» от «Вторжения» и «Союза спасения», которые получились заметно слабее ожиданий зрителей, указывает директор киносети «Премьер зал» Владимир Петелин. «Спящим хитом», который обогнал все ожидания, называет «Холоп» и президент киносети «Каро» Ольга Зинякова.
«Союз спасения» также изначально казался универсальным фильмом, на который смогут сходить самые разные зрители, говорит главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев: «Но сборы картины показали, что вкусы зрителей меняются. То, что работало сначала с фильмами «Адмирал», а затем «Викингом», которые также выпустили «Дирекция кино» и «Первый канал», теперь перестает действовать. Видимо, публике перестает нравиться столь идеологизированная подача исторического материала».
Зинякова, напротив, уверена, что у фильма о декабристах будет длинный прокат, он еще долго будет собирать кассу: «Скоро вернется из отпусков аудитория крупных городов. "Союз спасения" – это большое "столичное кино", рассчитанное на интеллектуальную публику».
А вот крупных зарубежных премьер в новогодние каникулы в российский прокат не допустили, чтобы расчистить место под отечественные картины. И отсутствие большого голливудского блокбастера, зарубежного фильма для семейной аудитории – главная причина того, что кинотеатры в каникулы недосчитались денег, уверены Петелин и гендиректор сети «Кино ОККО» Алексей Васясин. Например, год назад родители сводили детей на «Гринча» от Universal Pictures, приводит пример Васясин. В этом году прокат мультфильма «Камуфляж и шпионаж» от 20th century Fox разрешили только с 9 января, указывает он.