Почему в 2021 году привычные схемы серого растаможивания стали опасны

Ими компании спокойно пользовались десятки лет. Что изменилось?

Технологии и инструментарий федеральных таможенной, налоговой служб и Центробанка совершенствуются с каждым годом. Еще в 2018 г. базы налоговой и таможни объединились, теперь налоговики видят декларации (ДТ), номенклатуру грузов, уплаченный при ввозе НДС. Там, куда у налоговой нет доступа, есть доступ у валютного контроля. И если фактическая сумма переведенных на зарубежные счета средств отличается от той, что указана в таможенных документах, валютный контроль передает информацию в налоговую инспекцию. ФНС сначала берет предпринимателя на контроль и, если обнаруживает признаки недобросовестности, организует полномасштабные проверки. 

В результате нелегальные схемы растаможивания, которыми компании спокойно пользовались десятки лет, сейчас оказались под колпаком ФТС и ФНС. Речь идет о пяти популярных схемах.

1. Ввоз через Белоруссию с занижением стоимости. Широко об этой схеме заговорили этим летом, с отменой указа в Белоруссии, дававшего российским импортерам отсрочку уплаты НДС. Но сама схема активно использовалась последние лет десять. Речь идет о занижении таможенной стоимости благодаря партнерам с белорусской стороны, имевшим договоренности с местной таможней. Можно было заявить стоимость в несколько раз меньше фактической и заплатить меньше пошлин. Оформленный на белорусской таможне товар получает статус товара ЕАЭС и может свободно продаваться в России.

Неприятность для недобросовестных импортеров в том, что, когда товар ввозится в Россию с территории другой страны ЕАЭС, в таможню подаются документы несмотря на отсутствие таможенного контроля. Не декларации, но статистические формы, в которых также указывается поставщик, покупатель, код товара, его стоимость и прочая информация. Если товар ввозится по заниженной цене, а продается за реальную, у предприятия образуется сверхприбыль, которую нужно распределить, чтобы не вызвать подозрений. Компании использовали для этого фирмы-однодневки с фиктивными подрядами. 

ФНС теперь может сопоставлять стоимость, заявленную в статистических формах, со счетами-фактурами предприятия. Если компания систематически получает за перепродажу одни суммы, а налоги платит с других, в нее рано или поздно нагрянут налоговые инспектора. 

2. Занижение таможенной стоимости. У ФТС есть собственная база индексов таможенной стоимости для выяснения, соответствует ли рынку заявленная декларантом цена. Она анализирует декларации других импортеров с похожим товаром или данные с сайтов производителей. 

И если занижение таможенной стоимости не обнаружится на этапе оформления, то с очень большой вероятностью оно будет выявлено на этапе постконтроля. По ТК ЕАЭС у таможни есть три года после выпуска товаров, чтобы пересмотреть код, платежи, запросить дополнительные документы по поставке, бухгалтерские документы о реализации, сделать запросы в банк и налоговую инспекцию. И если окажется, что по факту реализовывались дубовые столешницы, а не изделия из ДСП (цены на этот материал были указаны в декларации), это выльется в дело об административном нарушении и в штрафы. 

За первое полугодие 2021 г. общая сумма доначисленных платежей на этапе постконтроля составила почти 14 млрд руб. (на 29% больше, чем за аналогичный период 2020 г.). Возбуждено более 5000 дел об административных нарушениях и 270 уголовных дел. 

3. Использование товаров прикрытия для ввоза товаров, подлежащих обязательной маркировке. Речь идет о ввозе дорогого товара, задекларированного под видом дешевого, – например, брендовая одежда ввозится как поношенная одежда для секонд-хендов.  

Систем обязательной маркировки продукции становится все больше: «Честный знак» – для обуви, текстиля, фотоаппаратуры, духов, автомобильных шин, ЕГАИС – для алкоголя, «Меркурий» – для сельскохозяйственных товаров. 

Но подлежащий маркировке товар невозможно будет продать на белом рынке: оптовый покупатель, также обязанный быть включенным в систему маркировки, не сможет принять такой товар на учет и как-то им распоряжаться. Откуда у вас товар, который никем вам не отгружался и не отражен ни в каких таможенных документах? 

Поэтому недобросовестные импортеры сейчас стараются не столько обелить нелегально ввезенные товары, подлежащие обязательной маркировке, сколько вообще минимизировать собственную видимость для налоговых и таможенных органов. Наблюдение: если еще 3–4 года назад новостные сводки таможни сообщали об обнаружении электроники, ввозимой под видом щебня, или запрещенных к ввозу продуктов питания под видом стройматериалов, то теперь основные новости – о пресечении контрабанды леса, наркотиков, сигарет или ювелирных изделий в багаже или выявлении товаров, на которые незаконно нанесены товарные знаки.

4. Поддельные сертификаты соответствия. Наибольшие подозрения у таможни вызывают сертификаты, полученные не в России (например, в Казахстане). Двумя годами ранее таможенная ЕАИС в один момент просто перестала регистрировать декларации, где указывались нероссийские сертификаты.

В России рынок изготовителей поддельных сертификатов в последние 2–3 года сильно встряхнуло стараниями Росаккредитации, вылавливающей недобросовестных игроков. Часто бывает, что еще вчера сертификат действовал, а сегодня перенесен в архив: Росаккредитация обнаружила очередную мошенническую контору. 

Если сертификат вызывает сомнения, на этапе контроля таможня запрашивает протокол испытаний, документы на ввоз образцов, предшествовавшие выдаче сертификата. И если декларант эти документы предоставить не может (а их неоткуда взять тому, кто купил сертификат), последует отказ в выпуске, возбуждение дела об административном правонарушении.