Как коронавирус меняет рынок промышленного дизайна
Дизайнеров ждет новый фронт работМоя работа – придумывать дизайн самых разных объектов. За прошедшие недели затворничества я не получил ни одного стоящего заказа или даже благотворительно-волонтерского предложения, не связанного с текущей пандемией. Старые долгосрочные проекты остались, а новые, чтобы не про вирус, – не появились.
Например, Евгений Маслов, работающий в Германии промышленный дизайнер, вместо привычного для него сочинения шикарных автомобилей спроектировал, сидя взаперти, картонную карантинную маску Bumask – такую, чтоб дома самому можно было сделать. Скачал файл, распечатал, вырезал – и носи. Он попросил меня какой-нибудь декор для ее поверхности нарисовать. Другой, работник рекламно-маркетингового фронта, позвал поучаствовать в сочинении стихов и рисовании картинок для азбуки коронабезопасности, чтоб народу было весело защищаться от заразы. Один галерист пригласил на онлайн-площадку для перекрестного творчески-финансового опыления художников и коллекционеров, но и туда пандемия просочилась: художники кинулись рисовать врачей с завязанными лицами, лимоны и имбирь, я выложил зарисовки, сделанные недавно в Италии, да и сама площадка появилась только потому, что живьем ничего нигде не выставить и не купить. Ну, и так далее.
Рынок дизайнерских услуг пребывает в растерянности, и все, что прямо или косвенно не связано с тематикой сегодняшних нездоровых дней, перестало развиваться и работать. Пока я придирчиво рассматриваю купленный в аптеке пузырек антисептика со свежесделанной антивирусной этикеткой и думаю: «Эх, отхватил же кто-то себе заказик! Я бы придумал лучше!»
Да, и работать из дома может далеко не каждый – не у всех имеется инструментарий для полноценной домашней работы. Я вот, к примеру, не держу в квартире цветной принтер или профессиональный сканер. Ноутбук, айпад, да чудом сохранившийся старый планшет для рисования руками – вот и все, а с таким набором многого не сделать. Перетаскивать из мастерской кучу оборудования неудобно и некуда, а ежедневно ездить туда с пропуском без проблем вряд ли получится. Так что я трусливо сижу дома.
Ну, а когда эпидемия закончится, промышленные дизайнеры выйдут на работу в совершенно новую бизнес-среду. Выжившие предприниматели будут экономить и, в первую очередь, сократят расходы на необязательное, полагая, что уж без нового дизайна они как-нибудь обойдутся. А многим дизайн просто не понадобится, потому что они разорятся. Закроются небольшие промышленные производства вещей не первой необходимости – одежды среднего ценового класса и недорогих ювелирных изделий, мебели и бумажных книжек, не выживет половина (оптимистично) ресторанно-гостиничного сектора, а азбуки коронавируса и дизайнерские намордники исчезнут за ненадобностью. Этикетки для лекарств да упаковка продуктов питания – вот примерно и все, что нам останется в безжалостном новом мире. То есть, область применения наших талантов сузится почти до размера наших мониторов.
Прогноз: подавляющее большинство дизайнеров будут обслуживать виртуальную среду, которая не особо связана с тем, что можно пощупать. Интернет, виртуальная и дополненная реальность станут полем битвы за финансовый урожай! Сюда развивать бизнес с нуля придут те, у кого осталось хоть немного денег, и часть денег так или иначе перепадет и дизайнерам – не всем, а только обладающим соответствующими умениями. Однако далеко не все графические или промышленные дизайнеры, неожиданно оставшиеся без заработка, смогут справиться с новыми техническими и маркетинговыми задачами. Способность придумать, проработать-оптимизировать и запустить в производство, например, автомобильную дверь – это не тот навык, который требуется для дизайна двери в виртуальный мир, и дизайн бумажного постера для афишной тумбы сильно отличается от дизайна баннера для лендинговой страницы. В реальном мире и в мире интернета не всегда работают одинаковые инструменты. Хороших специалистов выручит гибкость ума, но с дефицитом инструментария все равно придется как-то справляться – либо быстро доучиваясь, либо нанимая ловких, но неизобретательных подмастерьев. Запросы, порожденные эпидемией: онлайн-магазины (в основном – еды), кинотеатры (да и театры), коллективные компьютерные игры, разные виды виртуального общения – чаты-мессенджеры, удаленное образование, да мало ли что еще! Все, что раньше существовало в виртуальных мирах, не просто продолжит существование, но расцветет (буйство цветения которого будет ограничена лишь упавшей покупательной способностью населения): всевозможные услуги доставки (писем и посылок, готовой пищи из пустых ресторанов), народное видеотворчество и любительская журналистика (блоги) и т. п. Те виды деятельности, которые пока не являются значимым бизнесом, заиграют новыми красками: например, виртуальные туры по музеям, городам и целым странам, дистанционные вернисажи и премьеры, совместные zoom-вечеринки в закрытых для реальных посетителей ресторанах и барах. И наверняка появится нечто невиданное, чего мы пока и представить себе не можем. Мир, где реальность во многом заменится не менее убедительной виртуальностью, где сильно изменится понятие продукта, товара, услуги, где ценность будет определяться кликами и лайками, – совершенно неизбежен. За окном станет совсем пусто и неинтересно – одинокие зеленые, желтые и оранжевые фигурки будут слегка оживлять пустынные пейзажи российских городов. А то, что мы будем видеть в окнах, открытых в наших браузерах, потребует хоть какого-нибудь, но дизайна. Гонорары будут невысокими, но небольшой заработок лучше никакого.