Как договориться о реструктуризации долга с кредиторами
Три способа добиться расположения менеджмента банкаДля многих топ-менеджеров крупных и средних российских компаний нынешний кризис уже четвертый, однако ошибочно было бы пытаться применять сценарии предыдущих рецессий под то, что мы имеем сейчас. Ситуация развивается стремительно. На фоне общего, начавшегося минувшей зимой, цикличного спада экономики в мире карантинные меры вывели из строя на несколько месяцев больше десятка отраслей, что повлечет за собой эффект домино по всему рынку.
Предприятия, которые в существенной степени финансировались долговыми инструментами, не смогут в краткосрочной или среднесрочной перспективе обслуживать свой долг на тех условиях, что были согласованы ранее, – будь то величина процентов или график погашения. Мы ожидаем большого количества обращений заемщиков к кредиторам с запросом на реструктуризацию долга, и все значимые банки в России и за рубежом, с которыми мы постоянно общаемся, подтверждают эту тенденцию.
Банки очень не любят сюрпризов, поэтому рекомендую не затягивать и обратиться к кредиторам уже сейчас. Но наивно полагать, что банки решат все ваши трудности, как только вы обрисуете серьезность положения, создавшегося из-за внешних факторов. Не тратьте время на ненужные переговоры и предложите взвешенное и сбалансированное решение.
Для начала убедите кредиторов, что ваш бизнес жизнеспособен и вы хорошо его контролируете. Все кредиторы будут вести переговоры только в том случае, если будут уверены в принципиальной возможности выхода компании из кризиса – и в будущем, и в настоящем. Высокие риски банкротства вашей компании из-за несогласованных неплатежей контрагентам уверенности банкам в вашем светлом будущем не добавит, скорее напротив. И тогда стратегия кредиторов может смениться с «помочь в спасении» до «забрать все, что можно, пока другие не забрали».
Затем покажите, что понимаете сложности с обслуживанием долга в ближайшей перспективе и что у вас есть предложение, учитывающее интересы всех сторон. Я участвовал в сотнях реструктуризаций, и все успешные истории (независимо от начальных требований заемщика) оканчивались примерно одинаково – кредитор, оценив масштаб проблемы самостоятельно или с помощью привлеченных экспертов, предлагал разделить ее на три или четыре части и брался решить лишь одну из них. Поэтому я рекомендую при разработке плана развития предприятия, с которым вы пойдете в банк, придерживаться принципов распределения рисков между интересантами бизнеса.
Сам заемщик должен приложить все усилия, чтобы смягчить влияние кризиса на денежные потоки. Это сложная задача, требующая и сокращения затрат, и избавления от ненужных активов, и улучшения продаж (или, скорее, снижения доли неприбыльных продаж).
Акционеры тоже должны приложить усилия ради спасения своего бизнеса. Это прежде всего подразумевает отказ от дивидендов до момента нормализации финансового состояния. Возможно, акционерам также придется сделать какие-либо вливания собственных средств в бизнес, которые были накоплены за годы получения дивидендного потока. Нет ничего страшного, если денег как таковых нет – они были вложены в другой бизнес. Но эти вложения можно монетизировать, пусть и с некоторым убытком. Кроме того, помощь акционеров может заключаться в продаже доли в бизнесе. Вырученные деньги пойдут обратно в бизнес, т. е. на обслуживание долга.
Если бизнес особенно важен для государства, надо постараться получить поддержку от него. Эта поддержка сама по себе не избавит от всех сложностей, что многие не до конца понимают. Не просите у государства решить все ваши проблемы – пусть оно видит, что вносит вклад в решение общей задачи.
3. Кредиторы захотят убедиться, что вы не преувеличиваете и не пытаетесь использовать ситуацию в своих интересах. Они могут привлечь внешних экспертов для анализа положения дел в компании, причем за ваш счет. Не пренебрегайте возможностью привлечения сторонних экспертов и со своей стороны. Как бы ни был хорош ваш финансовый директор, он не сталкивается с подобной ситуацией регулярно. Он прекрасно знает, на что банки могут или не могут пойти в мирное время, но от него сложно требовать знаний, на что они будут готовы в ситуации стресса. Тем более что и сами банки это вряд ли знают точно.
Хотя доверие банков к заемщикам все еще достаточно велико, они начинают крайне осторожно относиться к просьбам о реструктуризации. Известно, что в кризисных ситуациях многие пытаются, прикрываясь внешними неблагоприятными обстоятельствами, извлечь дополнительную и незаслуженную выгоду из происходящего. Если вы сделаете кредиторам проработанное предложение, учитывающее интересы и возможности всех сторон, шансы на его одобрение будут существенно выше.
В заключение простой, но неоднократно проверенный совет: сохраняйте спокойствие, за любым спадом неминуемо начнется подъем. Тот, кто сможет воспользоваться им быстрее других, и получит долгосрочное конкурентное преимущество.