Как бизнесу работать с университетами
Как компании выстроить отношения с университетами и не наделать ошибокСегодня сотрудничество с вузами могут позволить себе не только корпорации, но даже средний и малый бизнес. Ниже несколько советов, как компании наладить отношения с университетами, найти контакт со студентами и ректоратом и не наделать ошибок.
1. Определите, зачем вы идете в академическую среду. Образовательные проекты работодателей и университетов помогают совместно решить проблемы нехватки квалифицированных специалистов и трудоустройства выпускников. Эффективнее подключаться к процессу образования еще в стенах университета: это экономит бизнесу не только время на обучение и адаптацию специалиста, но и до 20% затрат на поиск и привлечение сотрудников. К тому же учебное заведение может дать бизнесу доступ к своей инфраструктуре, помочь с проведением исследования или стать клиентом компании.
2. Подумайте, чем заинтересовать вуз. Речь не только о финансировании – учебным заведениям часто важнее получить доступ к знаниям и технологиям бизнеса и приобрести надежного партнера среди работодателей. Преподаватели из бизнеса привлекают в вуз абитуриентов, а студенты, которые учатся на актуальных кейсах бизнеса, получают более высокую квалификацию.
Небольшой косметический ремонт в аудитории или помощь с приобретением нужной техники (даже проекторов или расходных комплектующих) будет огромным плюсом для вуза: у учебных заведений всегда сложности с внутренними процедурами закупок и свободными ресурсами.
3. Найдите взаимовыгодный формат взаимодействия. Вот несколько вариантов.
Стажировки для студентов. Ежегодно на наших совместных с вузами образовательных программах очно учится более 3300 студентов, около 150 из них становятся сотрудниками. После года работы более 80% из них остаются в компании.
Бесплатные продукты. Вузу могут быть полезны ваши программные продукты для административной работы, учебы, проведения мероприятий. Если ваш продукт связан с профилем вуза или отдельных кафедр, обязательно предложите его (например, факультетам геодезии пригодятся сервисы, связанные с геоданными).
Поддержка мероприятий для студентов: хакатонов, дебатов, конкурсов, кейс-чемпионатов и др. Часто организаторам важнее ваши эксперты и классные задачи с призами, чем финансирование.
Олимпиады. Организуйте или поддерживайте олимпиады, олимпиадные сборные и олимпиадные школы.
Учреждение стипендий и грантов. Для студентов и преподавателей даже небольшая прибавка к стипендии или зарплате значима, и конкурс на ее получение будет всегда большим, даже если вы некрупная и малоизвестная компания.
Участие в ярмарках вакансий, фестивалях и днях карьеры.
Помощь в формировании образовательной программы. Проводите лекции с вашими спикерами, мастер-классы, лабораторные работы, предлагайте бизнес-кейсы для курсовых работ, разрабатывайте совместные образовательные курсы и программы.
4. Определите, кто будет заниматься работой с вузами. Лучше всего, если в организации есть отдел, занимающийся образованием, и в нем сотрудники, отвечающие за проекты с вузами. Но в малых и средних компаниях отдельных специалистов с такими функциями практически нет – тогда отношениями с вузами занимаются сотрудники отделов HR, PR или даже GR.
Иногда университеты предоставляют партнерам персонального менеджера, который координирует взаимодействие бизнеса с различными подразделениями вуза. Но есть риск, что тот же менеджер будет работать и с вашими конкурентами. Также можно привлечь специализированную стороннюю организацию, которая от имени работодателя будет организовывать студенческие мероприятия.
5. Установите контакты. Стать партнером вуза можно через центры занятости студентов, исследовательские центры вуза. Также можно подружиться с профильным факультетом. Узнайте, работают ли в вашей компании выпускники факультета, найдите общих знакомых. Если компания планирует крупные проекты с университетом, лучше заручиться поддержкой ректората.
6. Учитывайте академическую специфику.
Работайте на перспективу. Нужно убедить вуз в серьезности намерений, поэтому запланируйте совместную деятельность на 2–3 года минимум. Хорошие кадры нужно растить с младших курсов, чтобы потом получить возможность пригласить на работу выпускников.
Учитывайте учебный и бюджетный календарь вуза. В августе – полное затишье. Горячее время – начало учебного года, сессии – в мае – июне и декабре – январе, набор – летом, и конец бюджетного года – в ноябре – декабре. Учитывайте загруженность вуза, планируя свои проекты.
Принимайте меры для минимизации рисков. Если вы запланировали мероприятие в вузе, нет гарантии, что вам обеспечат заполненный зал, каким бы блестящим ни был ваш спикер. Самостоятельно доносите до студентов информацию о вашем проекте, рассказывайте, зачем им приходить именно к вам. В этом помогут пресс-служба вуза, студенческие медиа, паблики, чаты, таргетинг и старые добрые постеры на доске объявлений у деканата. В учебных заведениях нередко бывает, что аналитиков или разработчиков выпускает сразу несколько факультетов, соревнующихся за абитуриентов. Так что у проекта, который вы запускаете с одним факультетом, может появиться конкурент в этом же вузе. Подумайте заранее, как избежать конфликтов интересов.
В вузе, как и в любом другом государственном учреждении, всегда много согласований. Относитесь к этому с пониманием и ищите законные возможности помочь коллегам справиться с бумагами. Они это оценят.
Общайтесь очно. Личные контакты в академической среде имеют огромную важность. Запаситесь временем и вниманием, когда приходите на встречу: хороший университетский преподаватель привык к обстоятельному рассказу, часто незаметно перетекающему в лекцию.
Учитывайте субординацию. В своей компании вы можете называть генерального директора по имени и на «ты», но в университете такое панибратство не оценят. Независимо от возраста сотрудников вуза обращайтесь к ним на «вы», по имени и отчеству.
Не жалейте усилий и ресурсов на налаживание отношений с вузами. Они окупаются с лихвой и сохраняются надолго.