От чего на самом деле зависит карьерный успех
Большая часть рекомендаций по развитию карьеры – лишь плод всеобщих заблуждений. Какие инструменты полезны?Однажды вы проснулись и решили, что для дальнейшего жизненного и карьерного успеха вам необходимо резко повысить продуктивность. Вы прочитали несколько популярных книг по бизнесу и решили следовать их рекомендациям. Проблема в том, что у многих популярных рецептов повышения личной эффективности нет никакого научного подтверждения.
Так, диета и физические упражнения важны для здорового образа жизни. Но, согласно научным исследованиям, только сон (вернее, недосып) имеет серьезное негативное влияние на ежедневную продуктивность на работе. Эмоциональный интеллект не гарантирует успешного лидерства. А отработка нужных навыков в течение 10 000 ч выматывает, но не обязательно превратит вас в мастера своего дела. Установка на развитие и рост прекрасна, но полезна, скорее, для детей. Для взрослых же, и тому есть достаточно доказательств, применение альтернативных жизненных стратегий также приводит к успеху.
В новой книге «Восемь шагов к высоким результатам: фокусируйтесь на том, что можете изменить (и игнорируйте остальное)» (издательство Harvard Business Review Press, 2018 г.) эксперт по работе с талантами Марк Эффрон пишет, что половина карьерного успеха зависит от преимуществ, полученных благодаря стечению жизненных обстоятельств. Всегда найдутся люди, которые умнее, физически привлекательнее и чьи связи обширнее, нежели у других. Однако современные теории утверждают: другая половина успеха зависит от самого индивида. Опираясь на научные исследования, Марк Эффрон очерчивает прагматичный и применимый на практике набор действий и поведенческих моделей, обеспечивающих высокие карьерные результаты.
Одно из крупнейших заблуждений в современной управленческой практике – что карьера всецело зависит от личности. Исследование показывает, что единственное из личностных качеств, которое в той или иной степени предопределяет успешное продвижение по службе, – это добросовестность. Не существует доказательств, что общительные, покладистые или открытые для получения нового опыта люди имеют высокую продуктивность, хотя эти качества полезны для определенных профессий. Вместо того чтобы убиваться по поводу несовершенств собственного характера, Эффрон советует читателям сфокусироваться на особенностях поведения, которые можно реально изменить:
– В офисе надевайте свою лучшую маску, наподобие актера, который готовится выйти на сцену. Не обязательно демонстрировать коллегам все свойства вашей натуры, так же как не стоит надевать в офис любимые рваные джинсы. Люди часто вредят себе, пытаясь не к месту подчеркнуть свою неординарность и привлечь внимание к ярким сторонам своей личности. Такое поведение, с точки зрения окружающих, скорее, превращает достоинства в недостатки.
– Упорство в отстаивании идей, а также демонстрация амбиций хороши для незрелых лидеров. Чрезмерная настойчивость уже состоявшегося руководителя может быть истолкована некоторыми коллегами как защитное поведение и нежелание идти на компромиссы, пишет автор. От состоявшихся лидеров ждут умения обрисовать перспективы, рассказать, почему будущее так восхитительно и почему так нужно всем к нему стремиться, а также продать окружающим все эти выгоды. Две стадии лидерства требуют различных моделей поведения, но главное – обе эти модели руководитель может развить в себе.
– Добейтесь максимального соответствия занимаемой должности, ориентируясь на стратегию компании и требования менеджмента. Компании меняются быстрее, чем люди. За какие-то 12 месяцев компания может перейти от стратегии роста к финансовому восстановлению, от разработки прорывных продуктов к стратегии низкобюджетного поставщика услуг. Работники, чьи трудовые качества и чье отношение к переменам соответствуют процессам в компаниях, имеют больше шансов добиться успеха в карьере. Невозможно быть идеальным для каждого сценария развития событий, но если сотрудник сознает важность соответствия занимаемому месту и способен оценить направление развития компании, то ему будет легче учиться и развивать нужные способности.
– Важно выбирать правильные цели. Согласно недавнему исследованию Harvard Business Review, в 89% компаний корпоративная культура ориентирована на результат. Поэтому нужно ставить перед собой большие цели, чтобы показать высокую продуктивность. Полезно задаться вопросом: «Какие три обещания я могу дать своей компании?» Такая постановка задачи отличается от того, что обычно делают люди. Они просто выделяют несколько должностных обязанностей и называют их своими рабочими целями. Выбор масштабных целей поможет быстрее приобрести правильный опыт и развить новые компетенции. Эффрон отмечает: «Люди получают больше опыта, решая значимые задачи. Эти задачи должны быть разноплановыми (географическими, управленческими или касающимися образа жизни) и в то же время сложными (возникнут новые трудности, которые необходимо будет преодолеть для успеха всего начинания)».
Harvard Business Review Press, 2018