Какие ошибки приводят к субсидиарной ответственности
И как директору защитить себя от обвиненийЗа долги компаний при банкротстве отвечают не только владельцы бизнеса, но и наемные директора. Наемных директоров привлечь к ответственности проще. Именно за их подписью совершаются сделки, с которыми суд связывает банкротство. Например, в одном деле за крупные долги к субсидиарной ответственности сначала привлекли директора дочерней фирмы по производству и реализации спирта. Затем владелец попытался обвинить и финдиректора, но это не помогло. Непогашенные долги взыскали и с топ-менеджмента дочерней фирмы, и с материнской компании, и с ее владельца-физлица. Суд признал главной причиной банкротства систематическое получение головной компанией денежных средств и активов – она получала производственные мощности «дочки» по стоимости ниже рыночной – без встречного эквивалентного обеспечения. Поскольку материнскую компанию контролировал владелец, его тоже привлекли к ответственности, несмотря на отсутствие прямых письменных распоряжений.
Однако в некоторых случаях вина лежит исключительно на топ-менеджменте. Например, директор или главный бухгалтер понесет субсидиарную ответственность по долгам компании, если исказит или утратит бухгалтерскую документацию со сведениями о ее имуществе и обязательствах. Руководитель ответит также за утерю документов с обязательными сроками хранения и за невнесение обязательных сведений о юрлице в ЕГРЮЛ и ЕФРСБ. Так, директор одной компании по сдаче в аренду недвижимости не передал бухгалтерские документы арбитражному управляющему. Суд отклонил ссылки топ-менеджера на изъятие части документации во время обыска и уничтожение ее в результате пожара, так как эти события произошли позже даты, когда директор обязан был передать документацию. Директора привлекли к ответственности.
Нередко «утеря» документов происходит по негласному приказу владельца бизнеса при выводе активов, чтобы не возвращать их должнику. Когда наемный директор не может доказать, что получал такие указания, и не раскрывает суду фактического выгодоприобретателя и данные о нахождении выведенного имущества, он сам отвечает за долги.
Наемный руководитель может оказаться под перекрестным огнем: в суде собственник переложит вину на директора, доказав, что тот самостоятельно принимал судьбоносные для бизнеса решения вопреки правилам компании. Или арбитражный управляющий посчитает, что гендиректор нарушал закон, хотя на самом деле этого могло и не быть.
В деле о банкротстве туристической компании к субсидиарной ответственности привлекли ее учредителя. Выручка за круизы поступала напрямую на счета подконтрольных ему фирм, минуя счета должника. Он пытался переложить ответственность на директора, но суд учел получение выгоды компаниями из одной группы и признал, что действия директора не были причиной банкротства.
Иногда директор прилагает все усилия для вывода компании из кризиса, не подает вовремя заявление о банкротстве – и это основание для привлечения его к ответственности. Как же защититься добросовестным директорам?
1. Периодически фиксировать экономическое состояние бизнеса. В начале своей работы топ-менеджерам важно зафиксировать финансовое состояние предприятия и получить от предыдущего менеджмента все документы бухучета. Их отсутствие на момент вступления в должность нового директора не освобождает его от ответственности. Учетные документы придется восстанавливать, делать запросы контрагентам и уполномоченным органам.
2. Фиксировать процедуру принятия решений по существенным сделкам. Существенными называют сделки, которые могут негативно повлиять на финансовое положение предприятия. Например, это передача в собственность производственных мощностей; передача имущественных прав, необходимых для предпринимательской деятельности; передача активов, являющихся источником доходов; заключение обеспечительных сделок (залог, поручительство, гарантия) по обязательствам других лиц на суммы, превышающие 25% балансовой стоимости имущества. Директору важно показать себя исполнителем распоряжений собственника. Фиксация решений собственников по конкретной сделке состоит из протокола (совета директоров или собрания участников) и приложений, обосновывающих это решение.
3. Прописывать экономическую выгоду значимых сделок. Экономическое обоснование обычно готовит директор. Дополнительно к распоряжению владельца важно документально зафиксировать экономические мотивы, побудившие совершить сделку в отношении активов компании. Отчет оценщика, экспертное заключение аудиторов и независимых финансистов, обоснованный бизнес-план – все это ляжет в основу оправдательных документов добросовестного топ-менеджера.
4. Разграничивать компетенции между владельцами и наемными директорами. Чтобы у недобросовестных владельцев не возникло желание переложить вину на наемного директора, полезно иметь документы, устанавливающие порядок, объем и периодичность предоставления собственникам информации о финансовом состоянии компании. Это не позволит владельцам устраниться от ответственности в случае негативных последствий их решений, что сделки совершались директором самостоятельно, без ведома и согласия собственников.