Как малому бизнесу бороться с коррупцией
И уберечься от уголовной ответственности и финансовых потерьЗакон о противодействии коррупции принят еще в 2008 г. Но большинство небольших компаний его либо проигнорировали, либо построили неэффективную систему для галочки. Так произошло, потому что малый и средний бизнес не желают тратить ресурсы на проработку системы антикоррупционного контроля: многие уверены, что коррупция помогает успешно развиваться и получать долю рынка, особенно если компания – начинающий игрок. Руководители часто думают, что взятки нужны из-за государственной бюрократии и заведомо невыполнимых норм, например противопожарных. При этом они не учитывают такой важный фактор, как деловая репутация компании.
Каким должен быть контроль
Комплаенс-контроль – это внутренние антикоррупционные положения и инструкции компании, основанные на действующих законах, утвержденные руководством и обязательные для всех сотрудников. Иногда это объемный оторванный от жизни текст, который сотрудники не станут читать. Поэтому положения должны быть краткими и четко устанавливать, что можно, а что нельзя.
Обязательно нужно прописать, зачем вводятся эти меры. Снижение коррупционных рисков, сокращение материальных затрат, подготовка к возможному выходу на международный рынок – это цели, понятные каждому.
Проводить антикоррупционный контроль может ревизор, назначенный собранием акционеров, или просто сотрудник юридического отдела. Для беспрепятственного выполнения обязанностей он не должен подчиняться руководителю компании.
Как внедрять комплаенс-контроль
1. Системный подход. Необходимо действовать одновременно во всех отделах по следующей схеме: информация об антикоррупционной политике передается директору, директор разъясняет нововведения руководителям отделов и те доносят их до сотрудников. Для эффективного исполнения правил нужна система ответственности, например, можно сделать их выполнение обязательным условием получения премии и закрепить это в положении о премировании.
2. Деловые подарки. В регламенте нужно закрепить конкретные характеристики подарка и взятки. Например, запретить сотрудникам получать и дарить подарки стоимостью от 3000 руб. То же касается презентов, влияющих на объективность сотрудников. Так, внутренним аудиторам часто дарят подарки и приглашают их на разные мероприятия. Для пресечения подобных нарушений разумнее привлекать внешнего аудитора.
Запреты следует прописать понятным, простым языком, с конкретными ситуациями, с картинками для наглядности.
3. Благотворительность. Представим, что компания никогда не была спонсором городских мероприятий, но по просьбе администрации вдруг им выступила и получила право на земельный участок или нежилое помещение. Это тоже можно считать коррупцией, и поэтому в регламенте следует прописать, что благотворительность носит только безвозмездный характер.
4. Конфликт интересов. Конфликт интересов возникает, когда сотрудник заключает сделку с контрагентом не из-за выгодных условий сотрудничества, а исходя из деловых, дружеских, семейных или иных связей. О подобных связях нужно сообщать работодателю. Ежегодное заполнение декларации о конфликте интересов и привлечение независимого аудитора помогают выявить и пресечь такую коррупцию.
5. Антикоррупционная оговорка. В международной практике в договорах часто используется антикоррупционная оговорка, обязывающая контрагента следовать закону и кодексам этики. В противном случае другая сторона вправе отказаться от исполнения обязательств или потребовать возмещения убытков. Российские компании тоже могут использовать этот инструмент в договорах с контрагентами.
6. «Красные флаги». Нужно обращать внимание на «красные флаги» – сигналы опасности, свидетельствующие о готовящемся или уже совершенном преступлении. Это могут быть нерыночные условия сделки с контрагентом; большие ставки за комиссию; отсутствие факта оказания услуг; работа компании в стране с высоким уровнем коррупции; получение от госорганов существенных нерыночных преимуществ.
Наказание за коррупцию для сотрудника – штраф до 4 млн руб. и лишение свободы до 15 лет. Руководителю могут запретить занимать руководящие посты до 10 лет.
Малому и среднему бизнесу не стоит игнорировать комплаенс-контроль, так как коррупция приводит к ощутимым финансовым потерям, уголовной ответственности, а иногда – к разрушению бизнеса. Если же компания планирует выходить на международный рынок, комплаенс-система для нее первостепенна. Это одно из основных требований к бизнесу за рубежом.