Как стимулировать сотрудников к повышению квалификации
Чек-лист для работодателей из 10 пунктовЛюбой работодатель мечтает, чтобы его сотрудники повышали квалификацию, причем добровольно, а не под принуждением. Но, как показывает практика, работодателям непросто создать такие системы обучения, оценки и мотивации персонала, чтобы люди стремились расти профессионально. Вот чек-лист для компаний.
1. Чью именно квалификацию нужно повышать? Не имеет смысла вкладывать ресурсы в профессиональный рост сотрудников, выполняющих стандартные, отработанные годами операции. Лучше не переучивать их, а добиться от них качественной работы.
2. Если сотрудники уже имеют достаточную квалификацию, нужно ли вообще их развивать? Нужно – чтобы соответствовать требованиям завтрашнего дня. Сотрудники должны расширять профессиональный кругозор, интересоваться профессией, чтобы не застрять в дне сегодняшнем.
3. Нужно ли учить всех поголовно? Очень часто от руководителей компаний можно услышать: мы хотим обучать всех, но это дорого, поэтому не будем учить никого. Такой подход не годится. Необходимо выделить ключевые группы сотрудников, от которых зависят результаты бизнеса и которым развитие необходимо в первую очередь. Это кадровое ядро организации. Критерии отбора: близость к основным бизнес-процессам и производственным технологиям, контроль ключевых ресурсов, непосредственное влияние на устойчивость бизнеса.
4. Как выделить важнейшие специальности? У компании есть стратегия, формализованная или неписаная. Для ее исполнения требуются определенные функции, а за ними стоят люди. Какой квалификацией они должны обладать? Можно ли найти их на рынке или надо готовить их самостоятельно? В зависимости от ответов на эти вопросы и следует строить систему профессионального обучения.
5. Какие навыки сотрудников стоит развивать? По традиции компании предпочитают развивать «мягкие навыки» (soft skills). И ошибаются: развивать надо как раз профессиональные навыки (hard skills). Это требует труда обучающегося, тщательного планирования и расходов от работодателя и не так увлекательно, как, например, тренинги по искусству презентаций (основатель Amazon Джефф Безос, кстати, совсем запретил презентации в компании). Но только такой путь ведет к повышению эффективности. Помнится, собственник крупного предприятия (досконально знающий технологию производства, что редкость в наши дни) расстраивался, что энергетики не знают энергетического оборудования, способов его эксплуатации, а ведь от их знаний зависит надежность и долговечность работы оборудования и, следовательно, себестоимость продукции.
6. Кто должен нести ответственность за профессиональный рост – сотрудник или организация? Сотрудник. И такой вариант самый результативный. Желание работодателя освободить сотрудников от ответственности за их собственное развитие приводит к иждивенчеству и неминуемому ухудшению результатов. Например, многие компании считают своим долгом обучать сотрудников (взрослых людей!) английскому языку. Одна компания организовала бесплатные курсы для всех желающих, и первая же проверка посещаемости выявила, что в аудитории из группы в 20 человек присутствуют только трое. У сотрудников всегда найдется отговорка, почему сегодня на английский идти не надо. В конце года оказалось, что никто из участников учебной группы не повысил уровень владения языком. Инициативу признали неэффективной.
7. Надо ли стимулировать сотрудников к повышению квалификации материально? Надо. Ответственность сотрудника за собственный профессиональный рост должна быть выражена в количественных и качественных показателях и зафиксирована в трудовом договоре, должностных инструкциях и регламентах. А система премирования может учитывать, как сотрудники выполняют эти показатели. Реальный пример: экспатов, работавших в российской компании, обязали ежемесячно учить не менее 100 русских слов и включили число выученных слов в расчет вознаграждений. Неоднозначная инициатива, но главное – она увенчалась успехом.
8. Поможет ли нематериальное стимулирование? Поможет. Прежде всего надо привлекать в компанию людей, изначально настроенных на рост и развитие. Но даже они нуждаются в поощрении и поддержке, и есть масса проверенных годами инструментов для этого – от профессиональных конкурсов до корпоративных наград. Мне нравится система наставничества, стимулирующая опытных сотрудников делиться знаниями с молодыми коллегами. Пытаясь научить молодежь, опытные работники тоже узнают очень много нового и систематизируют знания.
9. Должен ли работодатель оплачивать профессиональное развитие сотрудников? Рекомендуется финансировать обучение лишь в том случае, когда вы уверены, что сотрудник имеет значительный потенциал, а его новые навыки критически важны для организации.
10. Можно ли повышать квалификацию сотрудников без значительных затрат? Недорогих способов множество: чтение специальной литературы, участие в профессиональных ассоциациях, онлайн-программы – от бесплатных видеоуроков в YouTube до электронных курсов типа Coursera и «Универсариума». Главное условие – желание и готовность сотрудника приложить усилия и добиться результата. Работодателю остается всего лишь сформулировать квалификационные требования к сотрудникам и оценить, насколько они этим требованиям соответствуют после учебы.