Если лучший сотрудник принес заявление об уходе
Самое сложное для руководителя – выявить истинные причины увольненияЕсли руководителю неожиданно кладет на стол заявление об уходе лучший сотрудник, первый порыв у большинства менеджеров – повысить зарплату. Но такое решение если и повлияет на настрой увольняющегося, то вряд ли надолго. Дело в том, что решение об уходе человек принимает по совокупности причин, многие из которых он скрывает или даже не осознает. Как же удержать такого сотрудника?
1. Проявите доброжелательность и готовность разобраться и помочь. Негативные эмоции – гнев, обида, негодование, страх – вряд ли помогут удержать сотрудника. Следует отложить любые переживания на потом и настроиться на конструктивный диалог.
2. Будьте настойчивы, выясняя причины ухода. Определить истинные причины помогут следующие вопросы:
Как ты представляешь свою идеальную работу?
Что бы ты хотел изменить в текущей работе, чтобы она стала идеальной?
Какие три самые важные выгоды ты видишь в предложении другого работодателя (если сотрудник говорит, что получил предложение от другого нанимателя)?
Эти вопросы сработают при условии, что ваши прежние отношения с сотрудником были уважительными и доброжелательными.
Практика показывает, что сотрудник часто скрывает истинную причину увольнения, туманно ссылаясь на семейные обстоятельства, усталость, необходимость смены карьеры и т. п. Почему?
Он стесняется. Не каждый может открыто заявить, что ему нужно больше денег, наскучил проект или досаждает несносный коллега.
Решение: предложите сотруднику подумать и написать, какие изменения в свою работу и условия труда он хотел бы внести, коротко и по существу – зарплата, функции, команда, график и проч. Большинству людей проще изложить пожелания на бумаге, чем вслух в разговоре с боссом.
Сотрудник считает, что его проблемы не важны для вас, особенно если это проблемы семейные.
Решение: скажите сотруднику, что личные обстоятельства всегда отражаются на продуктивности сотрудника и вы это понимаете. А позитивный настрой сотрудника и наличие у него сил для эффективной работы важны и для вас, и для компании в целом. Поэтому вы готовы вникнуть в его затруднения и совместно найти лучший выход.
Сотрудник боится, что его жалобы и требования разозлят шефа и тот начнет искать ему замену.
Решение: скажите, что знаете о его страхах, и постарайтесь их развеять, убедите, что считаете его ценным сотрудником и готовы рассматривать варианты улучшения условий его труда, потому что и вы, и компания проиграете от его ухода.
Сотрудник, да и весь коллектив считает вас деспотичным и не терпящим возражений начальником. Он не верит, что вы захотите что-то менять.
Решение: объясните, что повседневные рабочие отношения – это одно, а неординарная ситуация, такая как уход ценного сотрудника, – совсем другое и вы готовы совместно искать выход из положения.
Сотрудник просто больше не хочет работать под вашим началом.
Решение: согласиться и пожелать сотруднику удачи на новом месте работы. Но нужно сделать выводы. Бывает, что люди не могут сработаться. Но, возможно, вам следует пересмотреть стиль руководства и общения с коллективом? Задайте сотруднику вопрос о конкретных случаях, когда вы, по его мнению, были не правы. Какие эмоции они вызвали у сотрудника? Нужно учиться на своих ошибках.
3. После выяснения причин ухода сотрудника главный вопрос – в силах ли вы изменить сложившееся положение дел, дабы сотрудник передумал увольняться. Не обязательно сулить золотые горы сразу во время беседы. Достаточно сообщить, что вы вернетесь с предложением в конкретные сроки. Но не слишком затягивайте – до конца дня желательно поделиться конкретными идеями с сотрудником.
4. Не сжигайте мосты. Дайте специалисту понять, что, если он разочаруется в новой компании, вы всегда примете его обратно. Очень возможно, что сотрудник вернется раньше, чем вы подыщете ему замену. А если вы вспылили и расстались врагами, уволившийся сотрудник вряд ли обратится к вам за помощью.
5. Главное – во время беседы продемонстрировать высокую лояльность к сотруднику, она может побудить его отказаться от увольнения.
Вот реальная история руководителя отдела продаж IT-продуктов в сервисной компании. Долгое время все им были довольны – и коллеги, и коммерческий директор. Но потом подчиненные стали жаловаться на рассеянность и беспричинные вспышки гнева шефа, а продажи отдела начали падать. Коммерческий директор вызывал менеджера на ковер, устраивал разносы. Через несколько месяцев менеджер принес заявление об уходе, и удерживать его никто не стал. И напрасно. Замену компания искала полгода и в результате наняла более слабого сотрудника. Позднее выяснилось, что у уволившегося руководителя отдела продаж родился малыш, очень беспокойный и болезненный. Им с женой приходилось ночью дежурить по очереди, качать ребенка, и на работу не оставалось сил. Они так устали, что решили уехать в отпуск сразу на три месяца, взяв с собой няню. Но выбивать столь долгий отпуск у коммерческого директора, который не проявлял ни малейшего желания вникать в проблемы сотрудников, менеджер не решился и просто уволился.
Мог ли коммерческий директор удержать этого сотрудника? Конечно. Если бы он повел себя лояльно, выяснил причины и предложил простой выход – отпуск, пусть за свой счет, компания не потеряла бы специалиста, которому она так и не смогла найти достойную замену.