Зачем руководителю знать психотипы сотрудников
И какую пользу это принесет бизнесуГод назад я пришел в компанию разработать программу, составляющую психологические портреты сотрудников на основе информации из DLP-системы. Работать предстояло в команде, опираясь на модели профайлинга. Но коллеги не были погружены в тему. После четырехдневного обучения руководство сделало изучение психотипов обязательным для всех менеджеров компании – эти навыки позволяют общаться эффективнее, а это первое, что нужно управленцу в работе с людьми.
Одна из популярных типологий методики профайлинга делит людей на восемь психотипов, у каждого из которых свои характерные черты. Чтобы сберечь активы компании, руководителю нужно:
Контролировать авторитарность эпилептоида, чтобы не развалил коллектив.
Есть люди с болезненной тягой к порядку и контролю – эпилептоиды. Они любят конкретику и факты, понятные рамки и четкие задачи.
Как эффективнее работать с эпилептоидом:
– говорить цифрами, фактами и конкретикой;
– фиксировать договоренности и жестко требовать их соблюдения, наказывать за нарушения;
– мотивировать избеганием проблем и повышением статуса в глазах коллектива;
– критиковать, не унижая.
С пониманием относиться к нарциссизму истероида, чтобы он действительно стал лучшим.
Люди с фокусом на себе – истероиды – есть в любом коллективе. Это те, кто готов на все, лишь бы привлечь внимание. Вычислить истероида, временами сбивать его спесь и мириться с игрой на публику имеет смысл потому, что в желании стать лучшим он может много работать.
Как эффективнее работать с истероидом:
– налаживать не только рабочий, но и человеческий контакт;
– подчеркивать, что он может больше;
– отмечать локальные успехи, но не перехваливать;
– проводить профилактику звездной болезни.
Давать параноялу выгоду, чтобы не стал играть против вас.
Есть категория сотрудников, которых любят все руководители: это сильные специалисты, готовые работать на результат. Проблема в том, что если это параноялы, то действуют они исключительно в своих личных интересах. И как только интересы компании пойдут вразрез, параноял легко предаст фирму.
Как эффективнее работать с параноялом:
– давать четкие цели и ставить конкретные сроки;
– стимулировать к обучению и развитию;
– мотивировать карьерным ростом и деньгами, расширением полномочий и ответственности;
– завышать целевые планки и требовать больше;
– вовлекать в управленческие решения и предоставлять личную зону ответственности.
Избавить эмотива от необходимости строить коллег, чтобы не сломался.
Если в коллективе есть люди, которые скорее дружат, чем строят карьеру, то с большой вероятностью это эмотивы. Если для достижения результата нужно будет пойти на конфликт с кем-то из коллег, задача выполнена не будет. И руководитель должен это понимать. При грамотном подходе способность эмотива налаживать отношения поможет боссу в работе с коллективом.
Как эффективнее работать с эмотивом:
– хвалить за результаты;
– критиковать мягко, не повышая голоса;
– подбадривать, при этом не снимая тревогу;
– поддерживать при неудачах, но усиливать чувство вины («Ты подводишь команду») и требовать большего.
Всегда занимать гипертима, чтобы не начал создавать проблем.
Душа и заводила компании, который даже во время аврала ходит в приподнятом настроении и успевает поболтать с коллегами, – скорее всего гипертим. Это человек общения, который боится рутины. Его нельзя обрекать на график с 9.00 до 18.00. Пусть работает со сложными задачами и горящими дедлайнами.
Как эффективнее работать с гипертимом:
– строго контролировать документацию и отчеты;
– наказывать за нарушение договоренностей и обещаний;
– при депрессиях подбадривать и помогать;
– не давать новых поручений, пока не выполнены старые;
– не давать переводить ответственность на других.
Не переусердствовать с контролем шизоида, иначе он бросит все.
Шизоиды больше любят информацию, чем людей. Они умные, креативные, довольно замкнутые и с нестандартными идеями. Не диктуйте им, а налаживайте диалог. И не перегибайте с контролем. Так вы не нарветесь на агрессию, а может, и улучшите показатели.
Как эффективнее работать с шизоидом:
– поручать больше работы с компьютером, чем с людьми;
– делать комплименты его теоретической подготовке и креативу;
– требовать отчеты в письменном виде;
– не подчеркивать собственный статус при общении с ним.
Не делать главным тревожного, когда на кону слишком много.
«Шеф, все пропало», когда проблемы еще нет, – это как раз про тревожно-мнительный психотип. Если на кону крупный и важный проект, то тревожно-мнительного менеджера нельзя делать первым: страхи могут взять верх.
Как эффективнее работать с тревожно-мнительным:
– периодически обнадеживать, но и требовать результат;
– делиться «секретной информацией»;
– следить, чтобы не растворялся в процессе и держал фокус на результате.
Предлагать однозначную сделку, чтобы критик работал, а не препирался.
Речь об опытных специалистах, которые устали и перегорели. Они много лет в деле, знают внутреннюю кухню и могут решать сложные задачи, но не хотят. Вместо этого критикуют и указывают на слабые места, но сами ничего не меняют.
Как эффективнее работать с критиком:
– ограничиться строго деловыми отношениями;
– четко выстраивать приоритеты;
– фиксировать все договоренности и результаты;
– торопить с дедлайнами;
– приучать отчитываться по собственной инициативе.
Конечно, люди неоднозначны и чистых психотипов почти не бывает, так что в сотрудниках придется разобраться. Но это стоит того, чтобы правильно трактовать их поведение и находить оптимальный подход. В конце концов, от этого выиграет бизнес.