Как нейтрализовать слушателя-провокатора
Семь типажей злобных слушателей, которые могут сорвать любое выступлениеИногда реплик одного злобного зрителя из зала бывает достаточно, чтобы испортить тщательно подготовленное выступление. Но надо быть готовым к атакам слушателей-провокаторов. Вот семь типажей слушателей, которые способны сорвать любую презентацию, а также методы их нейтрализации.
1. Всезнайка-подстрекатель. Обычно занимает места на первых рядах, с краю и готовится задать сложный вопрос, на который вы наверняка не знаете ответа. Он обязательно ввернет какой-либо не упоминавшийся вами факт, а потом задаст вопрос под дых. Его основная задача – самоутвердиться за счет вашего авторитета. Как быть? Начать с комплимента: «Вы смотрите вглубь темы», «Я ждал этого вопроса, но вы первый, кто вник так глубоко». А затем сказать: «Это тема отдельного исследования, не смогу кратко сформулировать свою позицию», «Пожалуйста, останьтесь после доклада, обсудим тему» и т. п. Он получит то, что хотел: признание перед аудиторией – а вы будете на высоте, хотя и не знаете ответа. Подстрекатель редко подходит после выступления. Самое важное для него – поставить спикера в неудобное положение.
2. Почемучка. Он внимательно слушает доклад и потом засыпает автора вопросами. Почемучка еще и еще задает вопросы, докладчик вдохновенно отвечает, а все остальные слушатели их обоих молча ненавидят. Если один человек задает вопросы более двух раз, ясно, что перед вами почемучка, который втягивает вас в бессмысленный диалог, не интересный больше никому в зале. Почемучку нужно поблагодарить за интерес к теме и предложить продолжить обсуждение позднее.
3. Скептик. Этот человек обычно сидит в первых рядах, полулежа и закинув ногу на ногу, презрительно цыкает во время выступления. Весь его вид говорит: «это банально», «сколько можно обсуждать одно и то же». Неопытные ораторы начинают сбиваться, полагая, что говорят нечто очевидное, – и совершенно напрасно. Задача скептиков – самоутвердиться за счет спикера, не произнося ни слова. Лучше всего обратиться к этому человеку с любым вопросом, на который он не сможет дать ответ. Главное – показать, что вы его не боитесь.
4. Комментатор. Обычно сидит на первых рядах вполоборота к зрительному залу и комментирует почти каждое предложение. Он безобиден, пока не начнет отвлекать зал и перетягивать внимание на себя. И только задав вопрос, на который он не сможет ответить, вы сможете остановить его шоу и продолжить свое. Можно обратиться ко всем зрителям: «Скажите, а всем мешают комментарии или только мне?» или «Мы будем обсуждать эту деталь или вернемся к теме доклада?»
5. Галерка. Эти слушатели сидят в последних рядах. Обычно они ведут себя довольно шумно, поскольку считают, что их никто не видит. Их мало интересует происходящее на сцене. Как правило, если докладчик обращает на них внимание («Хорошо ли меня слышно на последних рядах?», «Видно ли вам строчку из презентации?» и т. д.), галерка преисполняется уважения и потом слушает очень внимательно.
6. Отличники. Они сидят на первых рядах и поддакивают каждому вашему слову. Как не любить таких милых людей? Но главная опасность отличников в том, что они одобрительно качают головой не потому, что им интересно, а по привычке, усвоенной со школы. Довольный докладчик начинает адресоваться только к отличнику. Остальные переговариваются, выходят, а докладчик, ничего не замечая, увлеченно рассказывает двум-трем людям в зале.
7. Управленец. Он может бесцеремонно вас поторопить: «Мы это уже знаем, переходите к делу». Он обычно сидит либо в первом ряду, либо на последнем, чтобы видеть весь зал. Задача выступающего – не вступать с управленцем в пререкания, не тушеваться. Лучше всего спросить у зала: «Вижу, здесь собрались осведомленные люди. А с результатами тестов вы тоже знакомы?» или «Вы можете дать ответ, почему результаты таковы?» Таким образом вы как будто говорите от лица всех собравшихся, а с целым залом спорить гораздо сложнее, чем с одним человеком.
Самое главное – помнить, что зрительный зал должен играть по вашим правилам. Не стесняйтесь четко выражать свою позицию.