Как правильно реагировать на запрос правоохранительных органов

Какие бывают запросы и что интересует правоохранителей

Большинству предпринимателей знакома официального вида бумага с гербом, предписывающая предоставить какие-либо документы или явиться для дачи объяснений. Какие бывают запросы и что делать бизнесу при их получении из правоохранительных органов?

В большинстве случаев запросы коммерсантам поступают из различных подразделений службы МВД по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции (БЭП и ПК) – отделов окружных УВД и городского управления БЭП и ПК. Они хотят убедиться в том, что конкретная компания не связана с обналичиванием или легализацией денежных средств или незаконной банковской деятельностью. Например, некоторые строительные организации используют в повседневной деятельности большой объем наличных, что связано с необходимостью выплачивать зарплаты рабочим. Легальность источника наличных и связь с черными банкирами – это как раз и интересует МВД. Рассмотрим запрос из управления БЭП и ПК как самый типичный.

 Как правило, первый запрос содержит требования предоставить в срок от семи до 10 дней ряд документов. Торговая организация и банк по понятным причинам получат разные запросы. Но в целом прежде всего запрашиваются копии уставных и учредительных документов; приказы или протоколы о назначении генерального директора и главного бухгалтера за определенный период, если они менялись; копии документов, регламентирующих должностные обязанности первых лиц компании (например, должностная инструкция финансового или экономического директора), а также сведения о расчетных счетах. Очень вероятно, что также будут запрошены электронные копии регистров бухгалтерского учета, книги покупок-продаж, выданные лицензии, сертификаты, разрешения. Иногда просят предоставить штатное расписание с паспортными данными сотрудников.

Примерный круг вопросов можно вычислить, если обратить внимание, оперативником какой оперативно-розыскной части (ОРЧ) направлен запрос. Например, в городском управлении БЭП и ПК часть ОРЧ-2 занимается налогами, часть ОРЧ-3 – потребительским рынком и т. д. Запрос иногда приходит не один. Может последовать дополнительный запрос, касающийся контрагентов. Правоохранители могут потребовать предоставить их данные, договоры с ними, разъяснить детали взаимоотношений. Это один из самых неприятных моментов. Моему клиенту – компании, разрабатывающей программное обеспечение для учета товаров, – после предоставления по запросу информации о контрагентах пришлось рассылать клиентам и партнерам письма с разъяснениями, что в отношении фирмы дело не возбуждено, а запросы связаны с уголовным делом в отношении третьего лица.

 Очень часто после запроса, в момент передачи полиции требуемых документов генеральному директору либо главному бухгалтеру вручается уведомление о явке – требование указанным лицам явиться в соответствующее подразделение МВД и дать объяснения. По закону они обязаны явиться после такого уведомления, однако такая дача объяснений сильно отличается от вызова свидетеля на допрос. Прежде всего тем, что обязанность свидетеля давать правдивые показания прописана Уголовным кодексом, а получение объяснений – дело практически добровольное и их содержание на совести поясняющего. Кроме того, доставлять приводом в правоохранительные органы можно только свидетелей по открытому уголовному делу.

Можно ли отказаться от явки? Задача оперативных служб – выявить признаки преступления и собрать достаточный материал для возбуждения следователем уголовного дела. Иными словами, оперативник в силу служебного положения заинтересован в обнаружении признаков преступления. Поэтому многие адвокаты полагают, что полный ответ на запрос правоохранителей и дальнейшая явка для дачи объяснений – это все равно что доносить на самого себя, поэтому рекомендуют клиентам сдержанно относиться к ответам и визитам в экономическую полицию. К тому же законы предусматривают лояльное к нарушителям наказание в виде штрафа от 1000 до 3000 руб. Но надо учитывать, что оперативники могут прийти сами в офис, причем с документом, позволяющим им провести гласное оперативно-розыскное мероприятие. От обыска оно отличается тем, что можно не открывать закрытые помещения и ящики. Процедура эта неприятная, и надо взвесить, имеет ли смысл входить в конфликт с органами.

 Запросы могут приходить и от других контролирующих органов. Следователь, ведущий конкретное уголовное дело, может направить требование о предоставлении любых сведений, вызвать на допрос, провести любое необходимое для всестороннего расследования действие. В этом случае правоотношения регулируются Уголовно-процессуальным кодексом, а последствия отказа от исполнения требований следователя или прокурора могут быть серьезными – от миллионных штрафов и приостановления деятельности юрлица до уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу ложных показаний.

То же самое касается и запросов из судебных инстанций. Однако они составляют небольшую часть от общего числа запросов.

Возможен ли обоснованный отказ в предоставлении информации? Полиция и другие специальные службы имеют доступ к коммерческой и банковской тайне, личным данным граждан и другой информации, закрытой для большинства. Поэтому, если правоохранителям потребуются какие-то сведения, они все равно их узнают. В такой ситуации обоснованный отказ в предоставлении информации практически ничего не решит, но может осложнить положение предприятия.