Как бороться с профессиональным выгоранием
Выгорание офисных работников может развиваться по трем сценариямВнести в перечень заболеваний синдром профессионального выгорания – такое обращение недавно несколько депутатов направили Дмитрию Медведеву. Вопрос в том, кто должен нести ответственность за выгорание сотрудника – государство, работодатель или сам сотрудник? И как работодателю бороться с этой проблемой?
В России принято считать выгорание не болезнью, а психологической проблемой. А, например, в Швейцарии диагноз «профессиональное перегорание» является основанием для тщательного лечения, которое может растянуться не на один месяц. Работодателю это выгодно, так как перегоревший сотрудник неэффективен и мешает работать другим. Вначале выгорание проявляется в негативном отношении к выполняемой работе, затем – к коллегам и клиентам. Расстройство прогрессирует, и на почве выгорания обостряются такие заболевания, как язва желудка, сахарный диабет, гипертоническая болезнь, формируются привычки неправильного питания, злоупотребления спиртным.
Новым явлением в последние годы стал рост выгорания, жертвами которого оказываются офисные сотрудники, на первый взгляд достаточно благополучные и успешные, занимающие хорошие должности. Причиной этого служит разрыв между природными социальными установками человека и корпоративными правилами. Сотрудники должны демонстрировать оптимизм, корпоративную лояльность, положительное отношение к клиентам, а внутри накапливается груз негативных эмоций, которые невозможно выплеснуть наружу. Более того, корпоративная культура часто оказывается декларативной и декоративной. Но человеку надо во что-то верить по-настоящему, и, когда высокая миссия организации оказывается только декорацией для офисного спектакля, сотрудник переживает глубокое разочарование.
Сотрудники, страдающие от выгорания, зачастую не осознают, что с ними что-то не так, ведь кругом у многих такие проблемы. В результате люди тихо ненавидят свою работу, но вынуждены на нее ходить, поскольку не решаются что-либо поменять. Офисное выгорание может развиваться по нескольким сценариям.
Пошаговое разочарование. Сотрудник, разочарованный в работе, переходит в новую компанию и там также разочаровывается. Он не спасается от выгорания, просто процесс растягивается на много лет.
Дауншифтинг. Сотрудник вообще бросает опостылевшую офисную работу и занимается чем-то более творческим и вдохновляющим. Порой это действительно выход, но отнюдь не каждый может себе позволить остаться без гарантированного заработка надолго.
Преодоление и профессиональный рост. В человеческой психике заложено стремление как-то компенсировать неудовлетворенность собой, и этим можно воспользоваться. Необходимо научиться прислушиваться к собственному организму и снимать эмоциональное напряжение с помощью техник релаксации, а затем активировать ресурсы мозга, например, с помощью занятий творчеством.
Компании, в которых офисные сотрудники быстро перегорают, несут потери из-за снижения эффективности менеджеров, и им стоит задуматься о корпоративной профилактике выгорания.
Во-первых, необходимо регулярно снимать эмоциональное напряжение, например, с помощью занятий йогой и цигуном.
Во-вторых, необходима система нематериального поощрения добросовестных сотрудников, энтузиастов и инноваторов, а также комфортная рабочая среда. Предоставьте сотрудникам возможность выполнять разноплановую работу, требующую постоянного освоения новых навыков. Обеспечьте им достаточную свободу действий и возможность реализации нестандартных творческих решений.
Автор – практикующий психотерапевт Европейского реестра, член-корреспондент Международной академии психологических наук