Восемь предвестников скорой налоговой проверки
Некоторые особенности бизнеса действуют на налоговых инспекторов как красная тряпка на быкаВ условиях кризиса сбор налогов имеет первоочередное значение для пополнения государственной казны. Следствием этого является ужесточение фискальной политики, в том числе проверок предприятий.
Сейчас налоговики стараются избегать холостых выстрелов и проводят серьезную аналитическую работу и сбор нужных доказательств. Поэтому бизнес должен быть готов к тому, что после ревизии последует доначисление налогов (сборов), пеней и штрафов. По оценкам экспертов, «цена проверки» для среднего бизнеса сейчас варьируется от 10 млн до 50 млн руб.
Критерии отбора организаций для контроля закреплены в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (приказ Федеральной налоговой службы (ФНС) России от 30.05.2007). В концепции указано 12 критериев. Например, если налоговая нагрузка или рентабельность компании ниже среднего уровня в отрасли, а в отчетности отражены убытки в течение долгого времени, то это предприятие на прицеле. Если в компании зарплаты ниже средних по отрасли в данном регионе, суммы налоговых вычетов значительны, а расходы растут быстрее доходов, она тоже, скорее всего, окажется в когорте избранных. Неоднократное приближение компании к максимальным показателям, дающим право на специальные налоговые режимы, тоже заставит проверяющих взять вас на заметку. Игнорирование запросов налоговой, работа с фирмами-однодневками, переход из одной инспекции в другую также чреваты неприятностями.
Ряд факторов обязательно приведут к проверке компании.
Сделки с фирмами-однодневками. В 2013 г. в Москве налоговая служба провела выездную проверку дистрибутора молочной продукции на предмет уплаты налогов с 2009 по 2011 г. В итоге были доначислены 423 млн руб. Компания обратилась в суд, но проиграла. Выяснилось, что за некоторое время до ревизии дистрибутор, уклоняясь от уплаты налогов, перевел всю свою деятельность (договоры, сотрудников, расчетные счета) на новую компанию, которая имела признаки однодневки. Он пытался убедить суд в том, что новая и старая компании не связаны друг с другом. Суд установил, что это не так.
Значительные вычеты по налогу на добавленную стоимость (НДС). В 2014 г. в Геленджике налоговики проверили генерального подрядчика, строящего элитный жилой комплекс, и доначислили фирме НДС, пеней и штрафов на 209,9 млн руб. В суде оказалось, что генподрядчик пытался незаконно возместить НДС по счетам-фактурам своего контрагента-однодневки. Стоит отметить, что с 2015 г. налоговиками применяется Автоматизированная система контроля (АСК) НДС-2, аккумулирующая данные по выплатам НДС организациями. В системе видны противоречия в отчетности контрагентов, и именно они становятся поводом для контроля. После внедрения АСК НДС-2 выяснилось, что каждая десятая компания в России является однодневкой.
Низкая налоговая нагрузка. В 2014 г. в Москве выездная проверка иностранной компании, работающей в сфере недвижимости, закончилась доначислением налога, штрафа и пеней на 93 млн руб. Поводом для проверки стал факт занижения компанией выручки от продажи нежилых помещений с целью уменьшения налогооблагаемой базы.
Завышение расходов с вовлечением иностранных юрлиц. В 2013 г. в Москве крупная иностранная юридическая фирма попыталась уменьшить налогооблагаемую базу путем вычитания расходов головного офиса, находящегося за пределами России. Это привело к выездной налоговой проверке и, как следствие, доначислению миллионных налогов, штрафов и пеней.
Минимизация налогов при участии материнской иностранной компании. Известная косметическая фирма под видом лицензионных платежей перечисляла за рубеж материнской компании сотни миллионов рублей ежегодно. По мнению налоговой инспекции, таким образом компания необоснованно уменьшала налог на прибыль и получала возмещение НДС из бюджета, что закончилось выездной налоговой проверкой и доначислением миллионных налогов, штрафов и пеней.
Активные мероприятия налоговиков в отношении контрагентов. В 2015 г. в Ростове-на-Дону налоговая проверка одного из поставщиков крупной транспортной компании повлекла за собой проверку всех контрагентов последней.
Систематические запросы информации о счетах компании в банки от налоговых органов. По закону банки обязаны давать такие данные налоговым органам. Налоговиков интересуют как адресаты, так и суммы, и регулярность операций. По этим показателям можно понять, является ли компания однодневкой: например, если она не оплачивает аренду офисов, коммунальные услуги, а большинство операций производит на счета одной или нескольких организаций и т. п. В 2015 г. арбитражный суд согласился с выводом томских налоговиков об использовании компанией по производству мороженого схем уклонения от уплаты налогов, поскольку сведения об операциях по счетам ее поставщиков говорили о том, что последние не вели реальной деятельности.
Вызов генерального директора или главного бухгалтера в налоговую инспекцию для дачи объяснений. Это тоже косвенный признак скорой проверки.
И если ревизия неизбежна, нужно к ней хорошо подготовиться. Внутренние документы и отчетность компании должны соответствовать как документам, представленным ранее в инспекцию, так и имеющимся у контрагентов. Ведь при проверке налоговики обязательно будут искать противоречия. Также инспекторов будет интересовать, есть ли у предприятия контакты первых лиц контрагентов – и наоборот. Подтвердить должную осмотрительность могут собранные вами досье по каждому контрагенту: с копиями учредительных документов, доказательствами проверки контрагента с помощью онлайн-сервиса «Проверь себя и контрагента» на сайте ФНС, визитками генерального директора и доверенностями.
Автор – адвокат адвокатского бюро «Дмитрий Матвеев и партнеры»