Минобрнауки хочет готовить квалифицированные иностранные кадры для работы в РФ

Для этого ведомство разрабатывает «белый список» рекрутеров, привлекающих студентов, и цифровой профиль обучающихся в стране иностранцев
Алексей Мальгавко / РИА Новости
Алексей Мальгавко / РИА Новости

В Минобранауки заявили о востребованности квалифицированных выпускников-иностранцев на российском рынке труда. Глава ведомства Валерий Фальков призвал ректоров и проректоров университетов изучить, какое количество иностранных граждан поступает в российские вузы и сколько в итоге остается в стране. Такое заявление он сделал на стратегической сессии «Укрепление позиций России в международном образовательном пространстве» 21 марта.

По последним данным, которые привел Фальков, в России обучается свыше 395 000 иностранных студентов. При этом до 10% выпускников остаются работать в РФ. «С учетом большого дефицита практически во всех отраслях экономики и социальной сферы есть потенциал для адаптации иностранцев и их трудоустройства», – сказал министр. По его словам, один из глобальных трендов в высшем образовании – рост иностранных студентов и увеличение миграционных потоков.

По улучшению качества контингента иностранных студентов предстоит проделать большую работу – оно, по словам Фалькова, «оставляет желать лучшего». Согласно позиции министерства, в Россию должны приезжать те иностранцы, которые действительно хотят учиться, а не решать иные вопросы, получив студенческую визу. Для работы над качеством ведомство начало разрабатывать «белый список» положительно зарекомендовавших себя рекрутинговых компаний по привлечению иностранных студентов в российские вузы, сообщил он.

Старший научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Алена Нефедова пояснила, что со стороны московского правительства давно есть список компаний, которые являются участниками схожего проекта по объединению иностранных студентов и компаний, но стоит популяризировать идею по всем регионам. При этом «инициатива не должна превратиться в формальные обязательства компании».

До 1000 российских и зарубежных юридических и физических лиц сотрудничают с российскими университетами в этом направлении, сообщил Фальков. Но такие агентства иногда оказывают некачественные услуги, что влечет риски для страны. Как отметил министр, «белого списка» недостаточно – нужно рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в законодательство.

По словам Нефедовой, с января 2023 г. уже есть возможность оформить разрешение на временное проживание в целях получения образования (РВПО). В отличие от обычного разрешения на проживание это не требует ежегодного подтверждения и оформляется в более короткие сроки. «Однако очень мало работодателей и студентов про это знают, нужно популяризировать этот инструмент, чтобы студенты сами инициировали получение РВПО», – пояснила она.

Для того чтобы лучше понимать образовательную траекторию иностранных студентов, Минобрнауки совместно с Минцифры разрабатывает цифровой профиль иностранного студента, сообщил Фальков. Платформа будет содержать информацию о зачислении иностранца, данные о его успеваемости, месте регистрации, академическом отпуске, стажировках и трудовой деятельности, а также о визе. Профиль нужен для обмена информацией между вузами, студентами и государством, отметил Фальков.

До 500 000 человек

нужно увеличить численность иностранных студентов в российских вузах и научных организациях к 2030 г. Это следует из указа президента Владимира Путина «О национальных целях развития на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г.».

Сейчас только треть вузов (31%) отслеживают карьерную траекторию иностранцев, еще меньше – поддерживают рабочие контакты с ассоциациями выпускников (19%), сообщил министр. Только 22% университетов имеют структурное подразделение, которое оказывает содействие в трудоустройстве иностранных студентов, а 31% – поддерживают связь с работодателями, следует из данных Минобрнауки.

В структуре иностранных студентов, обучающихся в России, преобладают граждане стран СНГ. Их, по последним данным министерства, свыше 221 000 человек. Далее идут обучающиеся из Китая и Индии (более 51 000 и 30 000 соответственно). Всего на эти государства приходится более 76% от общего числа обучающихся иностранцев. В приоритете работы Минобрнауки по привлечению студентов находятся такие страны, как Индонезия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Вьетнам, Таиланд, Пакистан, Бразилия, Куба, Нигерия, Намибия, Мали, Нигер, Чад и т. д.

Учеба иностранных студентов в российских вузах – это и престижная миграция в глазах их соотечественников, и выход на рынок труда РФ владеющих русским языком квалифицированных специалистов, заявил «Ведомостям» руководитель группы исследований миграции и этничности РАНХиГС Евгений Варшавер. По его мнению, после выпуска из университетов часть иностранцев могла бы получать вид на жительство (ВНЖ) и оставаться в РФ, а часть – возвращаться домой и рассказывать о положительном опыте обучения и жизни в стране.

Иностранцы уезжают из России потому, что нет устоявшейся практики стажировок, считает Нефедова. Она также обратила внимание, что в РФ мало компаний, которые были бы искренне заинтересованы в этом. Вместе с этим эксперт допускает, что ситуация изменится из-за дефицита кадров – это, по ее словам, вопрос времени и более четкой настройки. Цифровой профиль иностранного студента, если будет оформлен в формате CV (curriculum vitae – детально резюме) с дополнительными разделами, может помочь как работодателю, как и обучающемуся, заключила она.