Девять из 10 аспирантов работают полный рабочий день

По данным ВШЭ, средний размер стипендии аспирантов в России составляет 9526 рублей
Большинство (58%) аспирантов рассказали, что вынуждены работать в силу финансовой необходимости/ Александр Овчинников / Фотохроника ТАСС

Около 90% аспирантов в России совмещают обучение с работой, большая часть из них занята на полный рабочий день, говорится в аналитическом докладе в рамках «Мониторинга экономики образования», подготовленном НИУ ВШЭ («Ведомости» ознакомились с исследованием). В исследовании приняли участие выпускники аспирантуры, завершившие обучение в период с 2012 по 2021 г. Средний размер стипендии аспирантов в России, согласно данным ВШЭ, составляет 9526 руб. Эта сумма ниже прожиточного минимума по стране, который составляет 11 653 руб., а также величин, установленных для крупных городов, таких как Москва (21 718 руб.), Санкт-Петербург (15 094 руб.), Новосибирск (16 054 руб.), Екатеринбург (15 356 руб.) и Казань (13 319 руб.).

Как отмечают авторы исследования, в трудовую деятельность вовлечены в среднем девять из 10 аспирантов (91%), еще 5% находятся в поисках работы, 4% не работают и не ищут работу. Средний общий уровень доходов аспирантов, совмещающих учебу и трудовую деятельность, по основному месту работы составляет 50 200 руб. Средняя зарплата в неакадемическом секторе оценивается в 61 247 руб. – на 42% больше, чем в академическом (38 000 руб.). Самые низкие средние зарплаты зафиксированы в области сельскохозяйственных наук (25 082 руб.), а максимальная – в области социальных наук и медицины (48 913 и 47 171 руб. соответственно).

Наибольшая доля аспирантов, совмещающих учебу с работой, выявлена в области медицинских наук (95%), наименьшая – в области сельскохозяйственных (84%). Авторы исследования также указывают на то, что различий между долями совмещающих работу и учебу аспирантов, обучающихся в вузах и научных организациях, практически нет (91 и 92% соответственно). Доля занятых аспирантов при этом растет в зависимости от года обучения: на первом году обучения работает 89% аспирантов, в то время как на четвертом – уже 94%.

Большинство (58%) аспирантов рассказали, что вынуждены работать в силу финансовой необходимости. Еще 17% отметили, что научная степень нужна им для карьерного продвижения, поэтому они совмещают учебу с работой. Для 14% опрошенных диссертационное исследование является непосредственной частью работы. Наименее популярная причина совмещения – это необходимость реальной практики в индустрии (8%). Аспиранты, совмещающие учебу с работой в научных организациях, реже работают из-за финансовой необходимости (42%), у них чаще диссертация является частью непосредственной работы (41%).

Исследователи выявили различия в продуктивности аспирантов различных направлений наук. Больше публикаций насчитывается у неработающих аспирантов в области гуманитарных наук. В остальных областях аспиранты, не имеющие работы, но ищущие ее, в научном плане более продуктивны. Не стремящиеся найти работу аспиранты, как правило, реже публикуются во время обучения.

Еще одним показателем является то, что продуктивность аспирантов, которые работают в той же организации, где учатся, и тех, кто работает в других организациях, практически не отличается: в первом случае вообще нет публикаций у 7%, во втором – у 8%. Доля аспирантов без публикаций меньше среди тех, кто работает в одном подразделении с научным руководителем, – 6% (среди остальных – 9%).

Совмещение учебы в аспирантуре и работы – это тяжелый процесс, который может существенно затруднить подготовку диссертационной работы, написание научных статей и, как следствие, защиту, отмечает инженер центра «Авионика» МАИ Глеб Боярский, который окончил аспирантуру в декабре 2022 г.

«Аспирантов не очень корректно называть студентами: чаще всего это уже взрослые люди, у них зачастую есть семьи, у многих уже и не один ребенок. Когда появляется ответственность в виде семьи и детей, человек наиболее вероятно не будет оставаться в университете, если работа в нем не обеспечивает финансовую безопасность», – считает Боярский. По его словам, большую роль здесь играет заинтересованность университетов в том, чтобы аспиранты не просто защищались, а также оставались в вузах и пополняли ряды преподавателей и научных работников.

Боярский считает, что увеличение стипендии не решит проблемы финансирования – для этого необходимо настроить механизмы помощи выхода на грантовые программы и/или продажи результатов научной деятельности в отрасль в виде НИР и НИОКР, возможно создание и выпуск готовых продуктов или услуг. Такой подход может помочь решить наиболее острые проблемы обучающихся, чем, «безусловно, иногда очень нужные, но все же довольно скромные» стипендии и социальные выплаты, добавляет Боярский.

Наиболее перспективной моделью поддержки является выделение финансирования на исследования с участием аспирантов, считает директор Института образования ВШЭ Евгений Терентьев (окончил аспирантуру в 2016 г.). «Перед университетами будут стоять понятные задачи, в том числе как развивать свою исследовательскую повестку, при этом появятся бонусы для аспирантов в виде денег и исследовательской инфраструктуры», – отмечает Терентьев.

Отдельная модель поддержки – это связь университетов с индустрией. В таком случае организация выплачивает стипендию аспиранту, который ведет исследование в ее интересах, а университет помогает ему с научной экспертизой. В случае с гуманитарными науками у аспирантов также есть шанс наладить контакты с компаниями, которые реализуют исследования. По его словам, есть также университетский ресурс и гранты в сфере философии, истории и др.