Спрос на деловые мероприятия достиг допандемийных показателей

Эксперты объясняют это отменой пандемийных ограничений и перестройкой бизнеса в условиях санкций
По словам аналитиков «Аэроклуб тура», 75% запланированных зарубежных деловых мероприятий были перенесены на территорию России
По словам аналитиков «Аэроклуб тура», 75% запланированных зарубежных деловых мероприятий были перенесены на территорию России / Евгений Разумный / Ведомости

Спрос на деловые мероприятия в России (конференции, презентации, круглые столы, форумы, семинары и т. п.) в первые три квартала 2022 г. вырос на 54% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. В III квартале этого года рост числа корпоративных событий по сравнению со II кварталом составил 19 п. п., а по сравнению с I кварталом – более 30 п. п. Это следует из анализа агентства «Аэроклуб тур», который имеется в распоряжении «Ведомостей». Представитель компании пояснил, что спрос измерялся в объеме заключенных контрактов конкретной организацией.

Представитель фонда «Росконгресс» сообщил «Ведомостям», что в 2021 г. событийная отрасль в России, по данным Выставочного научно-исследовательского центра R&C, составила 182,1 млрд руб., т. е. практически догнала 2018 г. (183,2 млрд руб.), но не достигла показателей 2019 г. (208,1 млрд руб.). «Наша отрасль, конечно, столкнулась со сложностями, но в целом они оказывают меньшее влияние, чем во время пандемии [в 2020–2021 гг.]. Тогда событийная индустрия упала на 38%», – отметил представитель «Росконгресса». Данные за 2020 и 2022 гг. он не привел.

«Положительная динамика в 2022 г. связана с восстановлением рынка в III квартале 2022 г. после спада на фоне начала специальной военной операции на Украине», – заявляют авторы исследования из «Аэроклуб тура». При этом объявление частичной мобилизации 21 сентября 2022 г. внесло свои коррективы в число мероприятий в России, около 15% из них отменили или перенесли, сказал «Ведомостям» гендиректор ивент-агентства Андрей Зинковецкий. «Такие меры связаны в первую очередь с рисками возможных ограничений на перемещения мужчин по стране», – полагает он.

В связи с этим, по словам аналитиков «Аэроклуб тура», 75% запланированных зарубежных деловых мероприятий были перенесены на территорию России. «Основной причиной стала высокая неопределенность в вопросе выезда сотрудников компаний за рубеж», – отмечают они. В итоге на мероприятия за рубежом в III квартале приходилось менее 5% от общего числа деловых событий, в основном это были мотивационные мероприятия в Турции и странах СНГ.

Глубина бронирования (срок, за который заказывается проведение ивента) снизилась до 1–1,5 месяца с традиционных трех месяцев. «Традиционно в октябре – декабре мы организовывали крупные деловые мероприятия, но в этом году компании отдают предпочтение средним мероприятиям», – рассказал Зинковецкий. Самыми популярными бизнес-ивентами в III квартале 2022 г. стали мероприятия с участием до 50 человек (82%). Крупные мероприятия, собирающие более 500 человек, составили 2% (1% – в 2019 г., 3% – в 2022 г. за три квартала). Доля средних мероприятий выросла до 16% (14% – в 2019 г., 13% – в 2021 г.).

Основательница коммуникационного агентства Lumo Сима Мусатова назвала рост числа бизнес-мероприятий «логичным и оправданным». Она пояснила, что в связи с санкциями рынок в этом году терпит структурные изменения: происходит ренейминг компаний, их уход и возвращение через других юридических лиц, реструктуризация активов.

«Все это требует бизнес-мероприятий, так как компании необходимо заново выстраивать связи как с партнерами, так и с потребителями», – говорит Мусатова. Также она указала на появление на российском рынке большого количества новых компаний на фоне ухода бизнеса с зарубежным участием – и новым компаниям также необходимо проводить бизнес-мероприятия. Мусатова предположила, что тенденция на рост интереса к бизнес-мероприятиям сохранится минимум до конца года.

Основатель и CEO ивент-агентства «Мандариновая лиса» Екатерина Лисейчева подтвердила, что в III квартале спрос на деловые мероприятия стал «устойчивым» – на фоне неготовности людей к праздничным и увеселительным мероприятиям. Она указала на востребованность мероприятий, направленных на «синхронизацию команды и развитие горизонтальных связей»: «Людям важно продолжать договариваться, быть в контексте и настраивать командную оптику».

В подготовке статьи участвовали Елена Рожкова и Валерия Мишина