Логистика требует решительных управленцев
Рекрутеры назвали ключевые навыки для менеджеров в сфере цепочек поставокУправление цепочками поставок в условиях санкций требует от топ-менеджеров умения быстро принимать решения в зависимости от операционной эффективности, следует из опроса компании Odgers Berndtson Russia. Аналитики указывают, что из-за санкций стоимость логистики существенно увеличилась, сроки доставки выросли, что требует от управленцев нестандартных решений
Главные компетенции, которыми должны обладать управленцы в сфере цепочек поставок (supply chain), – это способность быстро принимать решения в условиях неопределенности, навык генерировать нестандартные идеи, а также фокус на операционной эффективности. К такому выводы пришли аналитики рекрутинговой компании Odgers Berndtson. В исследовании, с результатами которого ознакомились «Ведомости», приняли участие 246 топ-менеджеров из семи секторов экономики. Среди них директора по цепочкам поставок и логистике, генеральные директора потребительских, промышленных и логистических компаний.
Аналитики компании указали, что из-за санкций увеличилась нагрузка на бизнес-процессы: изменились маршруты доставки, появилась необходимость постоянного и оперативного перестроения цепочек, разорваны отношения с рынками экспортного сбыта, возникла потребность искать и регулярно пересматривать новые источники сырья и комплектующих. «Логистика стала в 2–3 раз дороже, сроки доставки увеличились, а ряд импортных поставок просто недоступен, – отмечают авторы исследования. – Грузопотоки сместились на ж/д и автотранспорт с авиасектора и морских путей». Среди вызовов логистической сферы, по мнению экспертов компании, снижение доступности рабочей силы из-за оттока трудовых мигрантов в 2020 г. на фоне пандемии, а затем в 2022 г. из-за частичной мобилизации. Аналитики характеризуют нынешнюю ситуацию как неопределенную с высокой скоростью изменений, что делает невозможным прогнозирование и требует оперативных решений.
Большинство участников опроса заявили, что ключевой компетенцией топ-менеджеров в сфере цепочек поставок в 2022 г. является лидерство и способность быстро принимать решения (70% опрошенных). На втором месте способность генерировать нестандартные решения и быстро тестировать гипотезы (60%). Фокус на операционной эффективности назвали 52% участников. Среди других ответов – умение выстраивать кросс-функциональные коммуникации, готовность вести людей за собой и системный подход к развитию команды.
По мнению руководителя отдела подбора и адаптации персонала СДЭК Анны Тюляевой, помимо непосредственно компетенций в своей отрасли не менее важны коммуникативные навыки: способность конструктивно вести диалог, минимизировать риски возникновения конфликтов и решать уже возникшие, развитый эмоциональный интеллект. Также, помимо «мягких навыков», управленец должен быть финансово грамотным, уметь оценивать риски и использовать современные технологии, продолжила Тюляева. Дефицит кадров в сфере логистики, по ее оценке, определенно есть, причем как управленцев, так и специалистов.
Аналитики Odgers Berndtson отмечают, что с 2020 по 2022 г. число запросов от работодателей на управленцев в supply chain возросло в среднем на 30%. «Кросс-индустриальные переходы стали нормой для рынка, а средний возраст лидеров в области supply chain, по нашим наблюдениям, снижается, – отмечают в компании. – Растет фокус на вовлечение людей на всех уровнях – расширяется спектр инструментов мотивации».
Ранее «Ведомости» писали, что в августе 2022 г. восстановление транспортно-логистической отрасли после весеннего падения вызвало рост спроса на профильных специалистов на рынке труда. По данным hh.ru, в феврале 2022 г. количество вакансий в отрасли составляло более 124 000, к маю их число снизилось до 7000, в июне начался небольшой рост – на 10 000, а в июле цифра приблизилась к 100 000. По данным SuperJob, спрос на персонал в транспортно-логистической сфере в первом полугодии 2022 г. был выше, чем за тот же период 2021 г., из-за отмены коронавирусных ограничений. Наибольшее падение числа вакансий пришлось на апрель (-41%). При этом, как отмечали в SuperJob, количество соискателей в течение года в транспортно-логистической сфере, наоборот, было меньше, чем в 2021 г., и их число продолжает снижаться.
Впрочем, председатель совета директоров ООО «РМ групп» Александр Сучков отмечает, что «дефицит кадров в сфере логистики есть уже давно», и называет эту сферу не самой привлекательной для молодежи. «Сейчас в отрасль попадают либо «по наследству», либо по случайности», – сказал он «Ведомостям». Сучков отметил, что способность генерировать нестандартные решения и оперативно их принимать является ключевой компетенцией во всех отраслях. А в сфере логистики, по его словам, на передний план выходят практические знания: понимание, как формируются новые маршруты, как работает логистика и таможня в приграничных странах, какие у них налогообложение и законодательство. Также резко возросла потребность в специалистах по работе с Китаем, «которые умеют что-то большее, чем общение с китайскими партнерами по почте», в частности «с пониманием менталитета и принятого в Китае принципа взаимного оказания услуг».
Замдиректора компании-перевозчика ПЭК, председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России» Вадим Филатов согласился с данными исследования, отметив, что обязательными навыками руководителя должны быть знание информационных систем, используемых в компании для выстраивания цепочек поставок и умение формулировать требования по их модификации. «Еще один важный навык – умение добиваться операционной эффективности», – сказал он «Ведомостям», добавив, что за март – сентябрь себестоимость перевозки увеличилась на 21%, а складской обработки – на 16%. Восполнить дефицит кадров, по словам Филатова, помогает наем персонала из Средней Азии.
В подготовке статьи участвовала Екатерина Каляпина