Бизнес перед мобилизацией: как не потерять контроль
Треть опрошенных предпринимателей не исключают, что могут быть призваныПочти 10% предпринимателей уверены, что уже сейчас подпадают под параметры частичной мобилизации, следует из исследования сервиса «Актион управление» (входит в группу «Актион»). Всего в опросе приняли участие 505 бизнесменов.
Генеральная мобилизация
По закону в приоритетном порядке призыву на военную службу сейчас подлежат военнослужащие из запаса 1-го разряда, к которому относятся солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы в возрасте до 35 лет; младшие офицеры до 50 лет; майоры, капитаны 3-го ранга, подполковники, капитаны 2-го ранга до 55 лет; полковники, капитаны 1-го ранга до 60 лет; генералы и адмиралы до 65 лет.
Еще почти 26% предпринимателей полагают, что могут быть призваны во вторую волну. Ко 2-му разряду запаса относятся солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы в возрасте до 45 лет; младшие офицеры до 55 лет; майоры, капитаны 3-го ранга, подполковники, капитаны 2-го ранга до 60 лет; полковники, капитаны 1-го ранга до 65 лет; генералы и адмиралы до 70 лет. При этом, как ранее говорил председатель думского комитета по обороне Андрей Картаполов, призываться военнослужащие запаса 2-го разряда будут, если у них есть «какие-то особые дефицитные специальности».
В комментариях к исследованию «Актиона» респонденты жаловались на неопределенность своего положения, выражали опасение за свое дело, так как им «не на кого оставить предприятие», и прогнозировали нехватку кадров, в том числе управленческих. Судя по ответам, сейчас не подпадают под мобилизацию более 56% предпринимателей, а не разбирались пока в своих перспективах 8% опрошенных.
«Мобилизация сильнее всего бьет по компаниям среднего и малого бизнеса», – полагает эксперт сервиса «Актион управление» Андрей Школин. Он считает, что основная проблема сейчас – «психологическое состояние».
52,7% опрошенных «Актионом» руководителей предприятий считают, что, если они будут мобилизованы, это «очень серьезно» скажется на деятельности компании. 27,7% посчитали, что уход топ-менеджмента на военную операцию «достаточно сильно» повлияет на бизнес. Но есть и оптимисты: 14,1% сообщили, что смена деятельности вряд ли повлияет на работу конкретной конторы.
Связь с бизнесом
В случае мобилизации руководителей предприятий, как говорят 50,3% респондентов, управлять компанией будет имеющаяся команда. 33% оставят ее на родственников, 16,7% респондентов рассчитывают на партнеров. При этом 61% участников сообщили, что в их компании есть сотрудники, которые в первую волну могут быть мобилизованы или уже мобилизованы. Более 78% респондентов оценили влияние возможной мобилизации сотрудников на работу компании как «очень серьезное» или «достаточно сильное». Слабым его считают 21,3%.
По словам Школина, управленцев страшит и потеря сотрудников высокой квалификации, которых они обучали годами. «Небольшой бизнес может держаться даже на одном таком человеке, например высококлассном поваре», – отмечает он. Школин добавил, что «сложно представить, что в зону боевых действий поедет руководитель крупного банка или федеральной торговой сети»: «А вот индивидуального предпринимателя или гендира малого бизнеса мобилизовать могут легко».
Президент РСПП Александр Шохин заявил «Ведомостям», что бизнес «действительно может оказаться под серьезной угрозой»: «Если ключевые сотрудники – а это, как правило, владелец малого бизнеса, который одновременно чаще всего выполняет функцию единоличного исполнительного органа, и еще один-два человека – окажутся мобилизованными, лавочку можно закрывать. Мы считаем, что здесь как минимум нужны переходные меры, чтобы было понятно, можно ли передать бизнес в надежные руки». Он указал, что оформление соответствующих бумаг требует времени: нужно произвести множество юридических процедур, определить ключевой персонал, руководителей бизнеса, для чего необходима отсрочка от призыва.
Шохин напомнил, что сотрудники предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) попадают под бронирование. «Но есть производства, которые связаны с организациями ОПК цепочками поставок, выполнением заказов для них, – указал он. – Без непрерывного, бесперебойного функционирования предприятий и гособоронзаказ не сможет исполняться в полной мере. И, учитывая довольно жесткие санкции за невыполнение гособоронзаказа, в трудное положение ставятся руководители предприятий сектора».
В итоге 9,8% респондентов заявили, что думают сейчас о продаже бизнеса, еще 14,8% периодически «рассматривают» такой вариант.
Беспокойство о бизнесе
Над возможной поддержкой бизнесменов на фоне мобилизации задумались и в Белом доме. Правительство 28 сентября поручило Минобороны рассмотреть возможность сохранения статуса собственника бизнеса для мобилизованных (сейчас закон «О статусе военнослужащих» запрещает им заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц), писали «Ведомости» 4 октября.
Также ведомству предложили проработать вопрос предоставления двухнедельной отсрочки для бизнесменов при призыве по мобилизации – с момента вручения повестки и до явки в военный комиссариат. Это должно позволить «завершить все необходимые процедуры, связанные с осуществляемой предпринимательской деятельностью». Минюст и Минэк одновременно должны предоставить в правительство предложения об упрощении процедуры оформления доверенности и передачи дел, «а также процедур, связанных со сменой директора». А Минтруду совместно с Минэком правительство предложило проработать особый порядок увольнения сотрудников организаций при мобилизации руководителя, подпись которого требуется на документах, а также оказания им финансовой поддержки.
«Первый блок мер для урегулирования сложностей, возникающих у малого бизнеса и ИП в связи с частичной мобилизацией, отработан и проходит финальную стадию согласования», – говорил «Ведомостям» представитель первого вице-премьера Андрея Белоусова, по итогам совещания у которого были даны поручения. Во вторник пресс-служба правительства распространила сообщение, что совместно с депутатами Госдумы уже «подготовлены поправки в законодательство, которые сохранят для военнослужащего, призванного для прохождения военной службы, возможность быть собственником бизнеса».
Индивидуальные сложности
Согласно анализу «Ведомостей», сейчас законодательство не предусматривает никаких особенностей при мобилизации ИП – они призываются на службу на общих основаниях. Член генсовета общероссийской общественной организации «Деловая России» Екатерина Авдеева отмечает, что в законах нет конкретного указания на то, что лица, призванные по мобилизации, должны прекратить статус ИП. Но и сохранить этот статус предприниматели не вправе по закону о статусе военнослужащего.
Эксперт службы правового консалтинга компании «Гарант» Елена Казакова полагает, что сейчас ИП по закону «целесообразно закрыть». С ней согласен и управляющий партнер MAYS Partners Роман Николаев: «Деятельность ИП на время прохождения службы фактически блокируется. В такой ситуации мы своим клиентам рекомендуем полностью прекратить заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе через представителя». Закрытие ИП, отмечает он, позволит минимизировать финансовые потери – перестать платить страховые выплаты и прекратить трудовые отношения с наемными работниками.
Впрочем, на прошлой неделе межфракционная группа депутатов внесла законопроект, содержащий в том числе поправки в закон о мобилизации. В него планируется добавить право мобилизованных на период прохождения военной службы возложить исполнение своих обязанностей ИП на временного управляющего – в этом случае статус ИП не подлежит прекращению. Назначать и отстранять управляющего сможет как сам ИП, так и другое лицо по его поручению. В случае гибели индивидуального предпринимателя полномочия управляющего сохраняются до истечения срока, установленного для принятия наследства.
При этом конкретные санкции для мобилизованных предпринимателей, которые отказываются прекратить свою деятельность, нигде не прописаны. Для контрактников, к которым приравнены и мобилизованные, осуществление предпринимательской деятельности чревато увольнением со службы в связи с утратой доверия (п. 3 ст. 34 положения о порядке прохождения военной службы от 16 сентября 1999 г.). Но для мобилизованных такое развитие событий видится маловероятным.
Гендиректора без полномочий
Военнослужащий не может быть не только ИП, но и руководителем коммерческой организации: в законе о статусе военнослужащих отдельно оговорен запрет на участие в управлении такими компаниями. «И в случае получения повестки директору необходимо снять с себя полномочия и назначить нового директора компании», – пояснила «Ведомостям» Казакова.
При смене руководителя потребуется внести изменения в ЕГРЮЛ и уведомить контрагентов, если в договоре предусмотрено соответствующее требование. «Полномочия учредителя можно на время отсутствия передать по доверенности», – говорит эксперт. Именно для того, чтобы провести все эти действия, правительство и инициировало двухнедельный мораторий на призыв бизнесменов.
Николаев считает, что после получения гендиректором повестки необходимо «оперативное переизбрание руководителя участниками компании через проведение общего собрания участников или совета директоров компании». Но еще до получения повестки или в период переизбрания и регистрации данных о новом руководителе в ЕГРЮЛ он рекомендует как можно быстрее начать оформлять приказ о назначении исполняющего обязанности генерального директора. Потенциально мобилизуемый руководитель может и заранее выдать доверенность на выполнение действий, входящих в круг его полномочий с учетом учредительных документов компании. Это поможет сохранить постоянное операционное управление в компании.
Кроме того, в компании можно назначить и нескольких руководителей, предлагает Николаев: «С 2014 г. предусмотрена норма, согласно которой от имени организации могут выступать несколько лиц. Они могут обладать одинаковыми или разными, дополняющими друг друга, полномочиями». При этом, по его словам, перезаключать договоры с контрагентами не понадобится: «Но стоит позаботиться о переоформлении банковской карточки и электронной цифровой подписи на уполномоченного сотрудника».
Николаев также напомнил, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя. Доверенность может быть оформлена на одно или несколько лиц с разным объемом полномочий. «Использование нескольких уполномоченных лиц может быть целесообразно на случай последующей мобилизации кого-либо из состава уполномоченных», – полагает эксперт.
Юрист HeadHunter, эксперт по трудовому праву Татьяна Нечаева также советует компании заранее позаботиться о том, чтобы по доверенности передать полномочия директора другому сотруднику. «Чаще всего этим представителем выступают главные бухгалтеры или кто-то из руководящего звена в компании», – говорит юрист.
Но если участники общества не успели осуществить смену руководителя до его мобилизации, может возникнуть и еще одна сложность. Она связана с двойственностью правового статуса руководителя организации: он является не только ее единоличным исполнительным органом, но еще и работником. При этом уже приняты поправки в Трудовой кодекс, согласно которым трудовой договор с призванным по мобилизации работником приостанавливается.
«Новая статья 351.7 ТК РФ устанавливает прямой запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя в период приостановления действия трудового договора, – пояснила «Ведомостям» эксперт службы правового консалтинга компании «Гарант» Елена Воронова. – При этом отдельно именно для руководителя организации в ТК предусмотрено дополнительное основание увольнения: статья 278 ТК разрешает прекращение трудового договора по решению уполномоченного органа юридического лица, например собрания участников общества. Но применение данной нормы закона также является случаем увольнения по инициативе работодателя, что, как мы помним, запрещено в связи с новыми поправками».
В итоге работодатель может снять полномочия с руководителя, но не может уволить его по своей инициативе ни по общим основаниям, ни по дополнительным основаниям для руководителя, отмечает она.
Мобилизация как форс-мажор
Призыв предпринимателей может стать причиной неисполнения им обязательства по заключенным контрактам. Призыв руководителя компании также может сказаться на них. Опрошенные «Ведомостями» эксперты сходятся во мнении, что такая ситуация может быть квалифицирована как форс-мажор.
«Мобилизация обладает основными признаками обстоятельств непреодолимой силы: чрезвычайность и непреодолимость», – считает Казакова. С этим мнением согласна и Авдеева, но она более осторожна в своих оценках: «Нельзя сказать точно, признают мобилизацию форс-мажором или нет, – это решение принимает суд». Николаев считает, что «мобилизация предпринимателей будет признаваться судами форс-мажором», но рекомендует подумать об обращении в отделения Торгово-промышленной палаты РФ за сертификатом о форс-мажоре, а также «оповестить контрагентов о факте мобилизации и невозможности исполнения обязательств по контракту».
«Последствием форс-мажора является освобождение должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства», – напоминает Казакова. При этом должник обязан будет исполнить обязательство после прекращения обстоятельств непреодолимой силы. Если же отложить исполнение контракта до окончания мобилизации невозможно, обязательства по контракту могут быть прекращены, полагает она.