Больше половины компаний сократили расходы на персонал

Под нож идут траты на соцпакет и корпоративные обеды, следует из данных опроса
В разных сегментах экономики бизнес находится в разных условиях и политика в отношении персонала неоднородная/ Евгений Разумный / Ведомости

Более 51% российских компаний сократили расходы на персонал, следует из опроса представителей бизнеса экспертами «Актион кадры и HR» (входит в группу «Актион»). Из результатов исследования следует, что 48,5% работодателей пока не урезали свои расходы.

На вопрос, какие статьи расходов на персонал уже сократили, опрошенные отвечали, что был урезан так называемый соцпакет. В частности, 31,8% респондентов отказались от проведения корпоративных мероприятий, 22,4% сократили расходы на обучение персонала, 18,3% отказались от корпоративных обедов, скидок и кофе за счет работодателя, а каждая десятая компания урезала затраты на ДМС. 20% перестали выплачивать премии.

В опросе приняли участие 370 организаций с численностью персонала до 5000 работников, а также 272 сотрудника.

60% опрошенных работников заявили, что за последние три месяца в их компаниях не отказывались от социального пакета или дополнительных выплат. Более 18% отметили, что работодатели перестали выплачивать премии, каждый десятый сказал, что в его компании отказались от корпоративных мероприятий, 6% пожаловались на отмену или сокращение пакетов ДМС.

На вопрос, какие составляющие социального пакета наиболее важны, 73% участников опроса заявили о важности медицинского обслуживания.

66,5%

опрошенных работников готовы искать новую работу в случае ухудшения условий в компании

В разных сегментах экономики бизнес находится в разных условиях и политика в отношении персонала неоднородная, отмечает партнер ГК SRG, член генерального совета «Деловой России» Виталий Федин. «Оптимизация расходов на персонал действительно начата. Пока это не так заметно в отношении заработных плат, но расходы на корпоративные мероприятия и так называемый социальный пакет российский бизнес сокращает», – говорит он.

Благодаря этому текущий момент благоприятен для работодателей, говорит общественный уполномоченный по молодежному предпринимательству и стартапам Валерий Горячев: «Снизилась стоимость и сложность подбора кадров, и у компаний появилась возможность закрыть дыры качественными кадрами».

«Но если государство не примет дополнительных мер по стимулированию рынка и сохранится текущий тренд, когда на рынок выходит гораздо больше соискателей, чем требуется бизнесу, то безработица уже к концу года может составить 7–9%, а это уровень 10-летней давности», – говорит Горячев. В подготовленном в мае варианте сценарных условий развития экономики России до 2025 г. говорилось, что безработица в стране в 2022 г. составит 7% в консервативном и 6,7% в базовом прогнозе.

Оптимизация неотъемлема не только в момент кризиса, считает представитель бизнес-омбудсмена Татарстана, генеральный директор швейного производства «Толстойвеар» Михаил Кузнецов. «Где-то она выражена в более выгодных соглашениях на поставку товара, где-то в логистике, а где то связана с фондом оплаты труда. Если у предпринимателя выручка уменьшилась настолько, что точка безубыточности не может быть преодолена, то хочешь или не хочешь – займешься срезанием расходов», – подчеркивает он. Кузнецов не исключает, что часть тех, кто сейчас не сокращает расходы, работали всерую.

Сейчас тяжесть ситуации не ощущается из-за того, что часть уволенных или находящихся в простое сотрудников (85% компаний говорили, что не направляли работников в простой) находятся на отдыхе, отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. По его словам, сложности начнутся в конце августа – сентябре: «Компаниям придется сокращать все, без чего точно можно обойтись». По его словам, этот процесс точно не затронет бюджетников и работников оборонного сектора.

«По ряду косвенных индикаторов понятно, что люди сократили потребление, – говорит социальный психолог Алексей Рощин. – Люди вполне готовы терпеть и затягивать пояса».

Рынок труда находится в стадии переформатирования, говорит директор Института экономики роста им. П. Столыпина Антон Свириденко. По его словам, сейчас перспективно переобучение для работы на производстве электроники, авиа- и автокомпонентов, технологического сектора, а также переселение из трудоизбыточных регионов на Дальний Восток и в Сибирь.