Чем компании замещают западное офисное ПО

И кто сейчас борется за долю Microsoft на российском рынке
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

В марте вслед за другими западными IT-компаниями американская Microsoft объявила об остановке продаж всех продуктов на российском рынке, в том числе офисных пакетов. При этом корпорация обещала выполнить старые контрактные обязательства и среди прочего не оставить без обновлений социально значимые российские учреждения вроде школ и больниц. В июньском интервью The Washington Post президент компании Брэд Смит сказал, что бизнес Microsoft в России будет продолжать сворачиваться – старые клиенты рискуют остаться без поддержки и обновлений. На этом фоне отечественные разработчики офисного ПО могут значительно увеличить свою долю на российском рынке – вплоть до половины. В 2020 г. аналитики J’son & Partners Consulting оценивали его в 38,8 млрд руб., из которых только 7% приходилось на российский софт. Продукты импортного ПО (Microsoft Office, Hancom Office, WPS Office и т. д.) занимали 77,5% рынка, свободного ПО – 15,5%.

«До недавнего времени в России, как и во всем мире, стандартом офисного приложения на рабочем или домашнем компьютере был Microsoft Office», – рассказывает директор по развитию электронных сервисов и программных решений компании «Марвел-дистрибуция», которая продает офисные пакеты российской компании Р7, Игорь Мартюшев. По его словам, ранее импортозамещение в этом сегменте ПО хоть и двигалось, но крайне медленно и в основном в госсекторе.

Катализатором этого процесса был план перехода госорганов на российское ПО, который утвердили еще летом 2016 г. Тогда же заработал реестр отечественного софта – госзаказчики должны были закупать продукцию его участников и обосновывать необходимость приобретения западных решений. Предполагалось, что доля отечественного ПО в закупках органов власти уже к 2019 г. составит 60%, в госкомпаниях – 45%, а к 2024 г. госорганы и госкорпорации практически полностью перейдут на российские программы.

По данным Счетной палаты, в 2018 г. доля отечественных решений в госзакупках достигла 50%. Но, по оценке сооснователя и директора по разработке и развитию продуктов компании «Новые облачные технологии», которая разрабатывает офисные пакеты под брендом «Мойофис», Дмитрия Комиссарова, на готовые продукты тогда приходилось лишь 10%, остальную часть составляли узкоспециализированные программы, созданные под конкретных заказчиков.

Сейчас же ситуация меняется, вторят эксперты. Если ранее внедрение проходило на небольшой группе рабочих мест, то сегодня в связи с усилением геополитической напряженности все большее количество корпоративных заказчиков предпочитает приобретать лицензии отечественного ПО сразу для всех сотрудников, объясняет исполнительный директор ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Ренат Лашин. По его словам, наибольшую активность в области цифровой трансформации проявляют государственные структуры и госкорпорации, следом за ними идут представители банковского сектора.

«Ведомости» выяснили, какие аналоги Microsoft Office предлагает российский рынок.

Местные игроки

Отечественные разработчики офисного ПО уже заметили повышенный спрос на свои продукты. Компания «Мойофис» отмечает четырехкратный рост продаж в январе – мае 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За первые пять месяцев компания начала 127 проектов тестирования, за аналогичный период в 2021 г. – 39 проектов. Кроме того, в июне стало известно о крупнейшей на рынке отечественного софта сделке. ВТБ купил 100 000 лицензий «Моегоофиса», чтобы заменить им офисные решения от Microsoft. Ее сумма составила примерно 1,2 млрд руб. Об этом «Ведомостям» ранее рассказал источник, близкий к ВТБ. Комиссаров все сделки этого года называет результатом большой подготовительной работы, тестирований и пилотных внедрений продуктов. «Санкции послужили только катализатором принятия положительного решения и перехода на наше ПО», – уверен он. По данным СПАРК, в 2021 г. выручка компании «Новые облачные технологии» составила 841,8 млн руб.

до 63% выросла

доля расходов РЖД на отечественное ПО в 2022 г., по словам представителя компании. Годом ранее она составляла 33%

Комиссаров начал работу над проектом «Мойофис» в 2013 г. К тому моменту у него был большой опыт разработки офисных программ: еще в 90-е гг. он развивал популярный российский текстовый редактор «Лексикон» для Windows. По словам предпринимателя, продукт успешно конкурировал с иностранным офисом: «Мы продавали около 40 000 лицензий в год, а Microsoft – около 100 000». Так продолжалось вплоть до экономического кризиса 1998 г. Объем продаж компании упал в 10 раз и развивать текстовый редактор дальше стало невозможно, вспоминает Комиссаров. Незадолго до этих событий из-за разногласий с другими акционерами он продал свою долю в компании «Арсеналъ», которая занималась разработкой «Лексикона». Подробности сделки Комиссаров не раскрывает.

В начале 2010-х гг. облачные технологии уже были важным трендом, и Комиссаров решил заняться разработкой офисного ПО, которое в том числе будет работать в облаке. Чтобы выделиться среди Microsoft и Google, сервисы для работы с документами которых всю информацию хранили в публичных облаках, он сделал ставку на «безопасную среду». Корпоративные клиенты «Моегоофиса» хранят и обрабатывают документы на собственных серверах компании или серверах доверенного партнера. Сегодня в продуктовой линейке «Моегоофиса» представлено 12 пакетов. Например, флагманский продукт для корпоративных клиентов «Мойофис профессиональный» включает в себя редакторы текстов, таблиц и презентаций, почту, календарь и контакты. Все приложения доступны для совместной работы на компьютерах, мобильных устройствах и в браузере. Продукт можно развернуть как в облаке, так и в локальной сети компании без доступа в интернет. Пакет «Мойофис стандартный» включает в себя текстовый редактор, программы для работы с таблицами, отчетами и презентациями, а также почтовый клиент. Приложения устанавливаются на компьютер и не требуют подключения к интернету.

Свои решения компания продает через интеграторов: стандартная лицензия на год у Softline для корпоративных заказчиков стоит 6690 руб. на одно устройство, для госструктур – 5320 руб. В числе клиентов компании – более 3600 государственных организаций и крупных частных компаний. Помимо ВТБ продукты компании «Мойофис» используют сотрудники «Росатома», «Почты России», РЖД, а также сотрудники региональных ведомств из Санкт-Петербурга, Курской области, Пермского края.

Частным клиентам компания предлагает бесплатные мобильное приложение «Мойофис документы» и офисный пакет «Мойофис стандартный. Домашняя версия». На сегодня решения для частных пользователей скачали более 14 млн раз. «Сейчас 4,5 млн человек ежемесячно используют наш софт для решения своих домашних задач», – говорит Комиссаров. По его словам, к концу 2021 г. доля рынка «Моегоофиса» в корпоративном сегменте редакторов документов и почтовых решений составила 5%. Пакеты «Моегоофиса» работают в таких операционных системах, как Mac OS, Windows, Android, Astra Linux, «Альт», «Ред ОС» и мобильная ОС «Аврора» (последние четыре – российские операционные системы). Компания внесена в единый реестр отечественного софта и имеет сертификат ФСТЭК и Министерства обороны на соответствие требованиям по информационной безопасности.

По данным СПАРК, среди акционеров «Новых облачных технологий» «Лаборатория Касперского» (61,5%), Андрей Чеглаков (22,5 %), Дмитрий Комиссаров (5%), Виталий Кириенко (5%), Александр Тимченко (2,5%) и др. «Лаборатория Касперского» вошла в число совладельцев еще в 2019 г., купив 29,5%. В феврале 2022 г. она увеличила свою долю до 61,5%. Сумма сделок не раскрывалась. По оценке управляющего директора Skolkovo Ventures Станислава Колесниченко, оценка всей компании на момент первой сделки могла составить от 300 млн до 500 млн руб., во время второй – от 1,2 млрд до 1,8 млрд руб. «Лаборатория Касперского» рассматривала сделку как шаг в направлении диверсификации бизнеса и инвестицию в перспективный сегмент IT, говорил представитель «Моегоофиса» CNews ранее. За несколько лет до вхождения в капитал компании объявили о технологическом партнерстве, в рамках которого «Мойофис» получил защиту от киберугроз. «Лаборатория Касперского» на запрос «Ведомостей» не ответила.

После ввода санкций и ухода Microsoft из России спрос на офисные пакеты Р7 вырос, говорит директор по маркетингу компании Елена Клыкова, не уточняя детали. По ее словам, компания уже заключила несколько новых соглашений с российскими регионами. Среди крупных клиентов – Калининградская железная дорога, ТАСС, «Северная верфь», Казначейство России, «Делимобиль» и др. По данным СПАРК, в 2021 г. выручка Р7 составила 503,9 млн руб., чистая прибыль – 223,9 млн руб.

Нижегородская компания Р7 (ранее – «Новые коммуникационные технологии») работает на рынке офисного ПО с 2010 г. Тогда она занималась разработкой облачного офиса и редакторов документов для латвийской компании Ascensio System SIA. А в 2018 г. решила выпустить собственный продукт, который был бы ориентирован преимущественно на российский рынок, – «Р7-офис». В продуктовую линейку помимо программ для редактирования документов, почты и календаря также входят CRM для управления клиентской базой контактов, система видеоконференцсвязи, корпоративный мессенджер и др. Офисные пакеты можно развернуть в облаке, в локальной сети компании, установить на компьютер и мобильные устройства.

50% достигала

по данным Счетной палаты, в 2018 г. доля отечественного ПО в госзакупках

В этом году у клиентов наибольшей популярностью пользуется пакет «Р7 – облачный офис», говорит Клыкова. В него входят редакторы для документов, календарь, почта, CRM и сервис видеосвязи «Р7-команда». «Р7 – облачный офис» работает из браузеров, для него не требуется установка ПО. Этот продукт предусматривает работу с документами в частном облаке. Его цена для физлиц составляет 2990 руб. в год, для юрлиц – 4999 руб. на одного пользователя, есть бесплатный 30-дневный пробный период. Для десктопной версии компания предлагает пакет «Р7-офис», куда входят редакторы документов, таблиц и презентаций. Десктопная версия бесплатна для частных лиц и школ, для других образовательных учреждений лицензия стоит 500 руб. в год, для компаний – 5000 руб. Часто пользователи приходят за офисными редакторами «Р7-офис», а после начинают использовать CRM или подключают «Команду», рассказывает Клыкова. Компания «Новые коммуникационные технологии» включена в единый реестр российского ПО. Приложения «Р7-офис» совместимы с операционными системами на базе Linux, Windows, Mac OS, iOS, Android, а также их отечественными аналогами – «Ред ОС», «Аврора», «Альт» и т. д.

В 2020 г. свое облачное решение запустил «Яндекс». «Во время вынужденной самоизоляции мы увидели, что «Почта» и «Диск» стали еще на 30–40% более востребованными. Пандемия послужила дополнительным стимулом для развития тренда на эффективную деловую коммуникацию с любого устройства, поэтому мы решили создать удобный набор сервисов для работы, объединив их в общем интерфейсе», – объясняет причину появления сервиса руководитель продукта «Яндекс 360» Владимир Русинов. Корпорация подтвердила рост интереса к своему решению с февраля, но раскрывать количество пользователей и объем продаж не стала.

В пакет «Яндекс 360» входят «Почта», «Диск», сервис видеовстреч «Телемост», «Документы» для создания и совместного редактирования файлов, «Календарь» и «Заметки». Он доступен пользователям бесплатно, при подключении премиум-версии можно избавиться от рекламы, получить от 200 Гб до 3Тб дополнительного места на диске и сделать почтовый домен со своим именем. Подписка стоит от 108 до 799 руб. в месяц.

По словам Русинова, аудитория «Яндекс 360 премиум» – это все пользователи, которые работают с большим количеством фото-, видеоконтента и документов: фотографы, видеооператоры, блогеры, фрилансеры, индивидуальные предприниматели, юристы, бухгалтеры и люди, которые создают свои семейные архивы. Они могут вести переписку с клиентами и партнерами, обмениваться с ними документами и кастомизировать под себя входящий поток писем с управлением рассылками. У «Яндекс 360» есть также расширенная версия для бизнеса, которая включает в себя корпоративную почту и мессенджер, календарь, сервис рассылок и видеовстреч. Подписка на него для компаний стоит от 249 до 1399 руб. в месяц за пользователя в зависимости от места на диске и количества писем в рассылках.

Помимо вышеперечисленных компаний офисный софт также предлагают AlterOffice (группа «Алми») и «Циркон-офис» («Свемел»). Сейчас «Алми» поставляет ПО в региональные органы власти: из недавних продаж – министерства цифрового развития Саратовской и Владимирской областей. По данным СПАРК, в 2021 г. выручка компании «Алми партнер» составила 354,7 млн руб., чистая прибыль – 1,6 млн руб. «Свемел» также ориентируется на госзаказчиков. Среди других его клиентов – администрация президента, Госдума, Минфин и РЖД. По данным СПАРК, в 2021 г. выручка компании составила 1 млрд руб., чистая прибыль – 2,6 млн руб. Помимо офисного ПО «Свемел» разрабатывает операционную систему «Циркон», которую, например, уже внедрили в МИДе. Представители «Алми» и «Свемел» не ответили на вопросы «Ведомостей».

Сложности перехода

Среди клиентов Microsoft Office крупнейшие российские компании, например «Газпром», Х5 Group, «Технониколь», РЖД, «Почта России» и др. По их словам, уход Microsoft врасплох их не застал, но многие уже ищут альтернативы. «Основные проблемы, с которыми столкнулись, – невозможность приобрести новые лицензии и включить новых аффилированных лиц в контракт EAS, а также отказ в технической поддержке с июля этого года», – рассказывает директор по IT производственной компании «Технониколь» Владислав Уткин. Сейчас компания рассматривает отечественные альтернативы – с прошлого года она тестирует офисные решения «Моегоофиса», в пакетах которого, правда, нет аналогов мессенджера Teams и службы вычислений Azure. Интерес к отечественному ПО связан с существенным ростом цен на продукты Microsoft Office, объясняет Уткин. Кроме того, Microsoft подталкивала компанию перейти на использование только облачных лицензий, что противоречит «подходам к обеспечению непрерывности бизнеса».

38 млрд руб.

составлял рынок офисного ПО в России в 2020 г., следует из данных J’son & Partners Consulting. Наибольшие расходы в 2020 г. на такой софт зарегистрированы в коммерческом секторе – 26,2 млрд руб. Госучреждения и госкомпании закупили офисное ПО на 9,9 млрд руб., физические лица – на 2,7 млрд руб. В среднем у крупной организации переход с импортного софта на отечественный занимает около 1,5 года, утверждают эксперты. Для крупной организации пакет продуктов Microsoft на рабочее место стоит $300–500 в год, из них офисное решение – примерно 1/3

Представитель Х5 Group заявил, что проблем и сбоев нет, но компания проводит плавное импортозамещение «исходя из критичности и рыночной ситуации». Имена контрагентов он не раскрыл.

«Ростелеком» также пока не испытывает проблем с пакетами Microsoft, но уже несколько лет тестирует разные продукты Р7 и «Моегоофиса» и скоро собирается сделать окончательный выбор, говорит представитель компании. Он отмечает, что переходу мешает несовместимость некоторых форматов файлов Microsoft с российскими решениями. Зато у этих разработчиков есть интересные функции, которых нет в продуктах Microsoft: например, нативная работа офисных пакетов на операционных системах Linux, в том числе отечественных. Microsoft Office работает на этих системах только в режиме эмуляции, так как компания поддерживает выпуск пакетов преимущественно для операционных систем Mac и Windows, рассказывает представитель «Ростелекома».

РЖД тоже покупает «на пробу» российские офисные решения, в том числе «Моегоофиса» и Р7. Доля расходов на отечественное ПО в 2022 г. выросла до 63% по сравнению с 33% годом ранее, говорит представитель компании, не уточняя детали.

«Почта России» внедряет продукты «Моегоофиса» с 2019 г. – тогда она закупила 28 000 пакетов. Сумма контракта составляла 352,6 млн руб. Сейчас она рассматривает и других российских вендоров, но признает, что заменить Microsoft Office очень сложно. Например, количество кода в виде макросов в Excel (это набор команд и инструкций, группируемых вместе в виде единой команды для автоматического выполнения задачи. – «Ведомости») значительно больше, чем в любых других системах, делится представитель «Почты России». Поэтому пока компания использует гибридный подход – «там, где объем такого кода не столь значителен, внедряет отечественный офисный пакет». Кроме того, в документах, которые пользователь создал в MS Word, а затем открыл в отечественном аналоге, могут поехать шрифты и абзацы. А самый популярный шрифт Times New Roman отсутствует в российских продуктах, предупреждает гендиректор компании – дистрибутора IT-решений Pro32 Игорь Мандик. По его словам, переход с одного офисного решения на другое – процесс очень трудоемкий, требующий затрат времени не только IT-подразделений, но и самих пользователей. Он оценивает полную замену офисного ПО в десятки или даже сотни миллионов рублей. По словам Лашина, в среднем у крупной организации переход с импортного ПО на отечественное занимает около 1,5 года.

Экосистема для офиса

Несмотря на то что для российских разработчиков офисного ПО наступает благоприятный период, уход Microsoft из России не означает безусловный переход на отечественные решения, уверен инвестиционный менеджер A.Partners Иннокентий Краснов. По его оценке, всего 25% офисного ПО приходится на госзаказчиков. Если все госпредприятия в рамках программы импортозамещения перейдут на отечественное ПО, то доля российских разработчиков на рынке может вырасти с текущих 7% до 40–50%. Остальное займут другие зарубежные компании, которые также увидят на российском рынке возможности, считает он.

Чтобы занять освободившуюся нишу, местным разработчикам предстоит неплохо поработать, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты. Дело в том, что Microsoft предлагает не просто набор приложений для работы с документами, а целую экосистему, говорит Мандик. По его словам, сейчас российские офисные пакеты состоят в основном из программ по работе с документами и презентациями, в то время как флагманский корпоративный продукт Microsoft 365 предлагает набор облачных продуктов и сервисов для организации рабочих мест, совместной работы и объединенных коммуникаций. Среди них, например, помимо Microsoft Office есть мессенджер Teams, программы для управления проектами Planner и Project, портал для совместной работы SharePoint и др. Все они взаимоувязаны в единую платформу, которая единообразно разворачивается и администрируется для всех рабочих мест большой компании, объясняет директор Skolkovo Ventures по работе с корпоративными партнерами Андрей Самченко. По его словам, взять такой пакет намного проще, чем самостоятельно «клеить» подобную среду из разных продуктов от разных производителей.

Хотя у многих компаний появился шанс развиваться в тех сегментах, где раньше были мощные иностранные конкуренты, в том числе и Microsoft, в ближайшее время их силы пойдут не на создание прорывных продуктов, а на восполнение внутренней потребности и создание аналогов ушедшего из России ПО, считает Сергей Дашков, бизнес-ангел и сооснователь клуба инвесторов Angelsdeck. По его словам, текущий уровень изоляции будет только усиливаться, а без доступа к иностранным технологиям, продуктам и сервисам развивать собственный IT-рынок будет проблематично. Краснов, напротив, считает, что государственная поддержка и уход западных игроков позволят российским решениям развиваться и получить некий экспортный потенциал на ряд регионов.

Варвара Гранкова