В России растет спрос на специалистов со знанием китайского языка

Их ищут рекрутеры и в России, и в КНР. Кто нужен работодателям?
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Компания «Профиль евро» занимается таможенным оформлением и международными перевозками грузов. 80% клиентов – российские структуры международных компаний: McDonald’s, Volvo Trucks, Tetra Pak, Dupont, 3М, L’Oreal, Yves Roche, Continental и др. На ЕС приходилось 80% оборота таможенного оформления и 40% перевозок. Сейчас доля перевозок из ЕС сократилась до 20%, а таможенное оформление европейских грузов – до 50%, рассказал исполнительный директор «Профиль евро» Владимир Басов. С апреля основная масса запросов приходится на перевозки из Китая в Россию. Компания в ближайшее время подаст документы на регистрацию юрлица в КНР и откроет офис с директором-россиянином. Ему в помощь рекрутеры ищут местного специалиста по логистике, который будет подбирать для российских клиентов китайских поставщиков и товары. В России для взаимодействия с клиентами компания наймет специалиста по ВЭД с опытом работы на китайском рынке, говорит Басов.

Примеров, когда российские компании, отрезанные от поставок или клиентов из ЕС, перестраиваются на Китай, много. Эксперты, опрошенные «Ведомостями», уверены, что все больше компаний будут переориентироваться на Азию, а количество запросов на специалистов со знанием китайского языка с каждым месяцем будет только расти.

Местный кандидат

В I квартале 2022 г. специалистам со знанием китайского языка предлагалась 2451 вакансия – против 1625 в том же квартале 2021 г., следует из данных hh.ru. В апреле 2022 г. вакансий для кандидатов с китайским языком было больше по сравнению с тем же месяцем прошлого года почти вдвое – 1072 против 597. А в период с 1 по 17 мая разрыв оказался четырехкратным (787 против 186). Наибольшее число вакансий для специалистов со знанием китайского языка предлагают логистические и складские операторы, перевозчики и внешнеторговые фирмы (323), IT-компании и системные интеграторы (254), производители и продавцы бытовой техники и электроники (209), а также производство (200).

Российская компания China Professionals обучает специалистов, желающих работать с Китаем, и занимается подбором кадров в России и КНР. После ввода санкций в 2,5 раза вырос спрос на учебный курс «менеджер ВЭД для закупок в Китае», а число заявок на подбор кадров для работы с Китаем с начала спецоперации выросло вдвое, говорит директор компании Алия Арсаева. Абсолютное количество заявок она не называет, поясняя лишь, что 80% найма приходится на кандидатов в КНР (остальные – в России). В свою очередь половина подбора в КНР приходится на русскоязычных кандидатов, другая – на местных жителей.

Российские компании ищут русскоязычных кандидатов, находящихся в Китае, либо нанимают специалистов в России на удаленную работу, говорит партнер China Window Consulting Group Михаил Дроздов. Организовать релокацию российских специалистов в Китай сейчас очень сложно из-за ковидных ограничений, которые до сих пор действуют в некоторых регионах страны, и местной бюрократии, объясняет он.

Универсальный китаист

В транспортной отрасли наибольший спрос на менеджеров со знанием китайского языка и навыками управления всей цепочкой поставок, говорит директор филиала логистического оператора ПЭК в Китае Алексей Музеев. В обязанности такого специалиста входит подбор поставщика, проверка качества изделия, оформление сопроводительных документов и т. д., рассказывает он. ПЭК увеличил штат филиала в Китае на 32% за январь – апрель, наняв клиентских менеджеров, складской персонал и специалистов по снабжению. Численность офиса ПЭК в КНР Музеев не раскрывает, но утверждает, что число заявок на перевозки из Китая у ПЭК выросло в 2,5 раза за март – апрель по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Гендиректор ETF Group China Егор Переверзев говорит, что в Китае логисты со знанием китайского языка с опытом работы до трех лет начального уровня могут рассчитывать на зарплату $2000 в месяц. А начальник отдела логистики имеет оклад в $4000 в месяц.

Дарья Остроменская – основательница российских брендов натуральной косметики Ecolatier, cafe mimi и EO Laboratorie. Ее компания около трех лет назад взяла на работу несколько специалистов со знанием китайского языка для покупки оборудования, сырья и продаж. Компания рассматривает возможность найма помощника логистам со знанием китайского языка в ближайшее время. По данным hh.ru, 75 000 руб. в месяц – медианная зарплата для сотрудников, работающих в России.

По словам Переверзева, также востребованы российскими компаниями product-менеджеры. Такой специалист ищет для клиента производителей, закупает продукцию, разрабатывает новинки и улучшает качество уже выпускающихся товаров, работает с отделами контроля качества и т. п. Он налаживает общение между московским руководством и фабриками в Китае, договаривается об упаковке, маркировке, таможенном оформлении – обо всех сопутствующих ОЕМ-производству в Китае процессах. Хорошая зарплата опытного продакт-менеджера – $4000, знает Переверзев.

В спросе именно специалисты с хорошим знанием китайского языка и опытом в профессии: юрист со знанием китайского языка, инженер со знанием китайского языка и др., рассказывает руководитель китайского направления московской школы управления «Сколково» Олег Ремыга. Подобные специалисты могут рассчитывать минимум на 30–50% премии к средней стоимости аналогичного специалиста без знания китайского языка, продолжает он.

Клиент China Professionals – фабрика, которая из-за санкций осталась без комплектующих, у нее запрос на всех специалистов – от юристов по Китаю, менеджеров по продажам до гендиректора китайского филиала. Сейчас работодателям нужны в большей степени специалисты по закупкам, нежели по экспорту. Около 20 крупных российских работодателей из сырьевого и государственного секторов нанимают аналитиков китайского рынка, знает Арсаева.

Например, в Ozon Global сейчас открыт ряд вакансий для специалистов, знающих язык и местные рынки, сообщил представитель компании. Ozon Global расширяет бизнес в Китае. Более 90% ассортимента на витрине Ozon Global приходится на китайских продавцов, рассказал представитель. За 2022 г. число активных продавцов из Китая выросло в 1,5 раза. В апреле 2022 г. количество заказов на китайские товары выросло в 5 раз по сравнению с апрелем 2021 г.

«Сибур» сейчас нанимает сотрудников с китайским языком в подразделения, которые сфокусированы на развитии продаж и отношений с партнерами в Китае, открыты несколько позиций для специалистов по продажам и административной поддержке руководителей, сообщил представитель компании.

Компания «Союзснаб», которая занимается производством и поставкой пищевых ингредиентов, поставляет в Китай заквасочные культуры для йогуртов, рассказал руководитель департамента ВЭД Анатолий Моисеев. У «Союзснаба» зарегистрировано две компании в Китае: Green Line и «Союзснаб – Чанчжоу». В штате обеих 15 человек – русских и китайцев: директор, менеджеры по продажам и технолог. В России работу китайских офисов обеспечивают более 30 человек. В КНР трудно найти квалифицированных технологов по производству молочной продукции, говорит директор отдела внешнего экспорта «Союзснаба» Светлана Пась. До пандемийных ограничений специалисты «Союзснаба» регулярно ездили в командировки в КНР. Потом наняли человека через кадровое агентство на зарплату более 15 000 юаней (около $2300) в месяц. Сейчас компания расширяет штат менеджеров по продажам в КНР.

Варвара Гранкова

Китайская грамота

Сейчас специалистов со знанием китайского языка на рынке довольно много. По данным hh.ru, в мае на портале было доступно 50 097 резюме кандидатов, знающих китайский язык. Львиная доля приходилась на переводчиков и педагогов, специалистам по продажам и работе с клиентами принадлежали 1693 резюме, снабженцам – 1199 резюме. Большинство указало, что у них начальный или средний уровень владения языком, на долю кандидатов с продвинутым или совершенным уровнем владения приходилась одна пятая всех резюме – 5476 единиц. 150 человек написали, что китайский – их родной язык. Но сотрудников со знанием китайского языка в ближайшее время станет еще больше.

Российские университеты расширяют программы для обучения китайскому языку. Китайский язык преподается более чем в 200 вузах в России, говорит и. о. директора Института стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ профессор Алексей Маслов. Ежегодно число заявлений студентов, желающих изучать китайский язык в МГУ, растет на 10–15%, а на 2022/23 учебный год ожидается еще больший рост. Но китайский язык является не ключевым карьерным навыком, а частью специальности или будущей профессии.

Минобрнауки России ведет учет студентов только по двум укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (УГСН), по которым могут готовить специалистов со знанием китайского языка, сообщил представитель министерства. По УГСН «Языкознание и литературоведение» в российских вузах готовят переводчиков, в том числе с китайского языка. Всего в этой группе в 2021 г. было 11 296 бюджетных мест, в 2022 г. — 11 658. На платные места в этой УГСН в 2021 г. было принято 19 263 человека. Также будущие специалисты со знанием китайского языка учатся по УГСН «Востоковедение и африканистика». На бюджетные места в этой группе поступили: в 2020 г. — 805 человек, в 2021 — 851. Бюджетных мест на 2022 г. выделено 861. На платные места в 2021 г. были приняты 1034 человека, сообщил представитель министерства.

МГУ ежегодно выпускает около 35 китаистов со специализацией в экономике, политике, филологии и истории. Среди китаистов ИСАА процент трудоустройства составляет до 75–80% в первый год, если рассматривать любую работу с китайским языком, от переводчика до аналитика или служащего государственных ведомств. Если же брать специализацию (например, политологию или историю), процент меньше, так как работодателям нужнее люди с практическими навыками работы с Китаем.

По словам декана филологического факультета РУДН Виктора Барабаша, филологический факультет РУДН за последние три года подготовил 67 китаистов. 27 из них работают переводчиками в Huawei, экспортно-импортных торговых домах, логистических компаниях и школах, девять продолжили обучение в магистратуре РУДН, три поступили в магистратуру в китайские университеты. Кафедра иностранных языков филфака сотрудничает со средними оптовыми компаниями Китая, которые работают в сфере аграрного оборудования, производства полупроводников, пластиковых изделий, тканей и т. д. Обычно эти компании не имеют дилеров и представительств в России, им нужны переводчики для деловой переписки.

В России китайский язык очень популярен, и многие факультеты и кафедры РУДН открыли преподавание китайского языка: аграрный факультет, кафедра экономики и бизнеса, юридический институт.

За три года в НИУ ВШЭ подготовлено не менее 300 специалистов со знанием китайского языка. Партнерами по трудоустройству выпускников Школы востоковедения НИУ ВШЭ выступают научные институты РАН, такие как Институт Дальнего Востока, Институт востоковедения и др., практические организации, например МИД, информационные агентства, СМИ, а также бизнес, который может привлечь самую большую часть выпускников.

РАНХиГС ежегодно выпускает специалистов со знанием китайского языка, уверяет представитель вуза. Выбрать для изучения китайский язык в качестве второго иностранного языка могут, например, студенты Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС, Института общественных наук (ИОН), Факультета экономических и социальных наук, Высшей школы финансов и менеджмента (ВШФМ), Института права и национальной безопасности РАНХиГС. Кроме того на факультете международных отношений Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС реализуется программа «Политика и бизнес в странах Востока (Китай)», большинство выпускников которой находят работу в течение трех месяцев после окончания вуза. Они устраиваются в федеральные и региональные органы власти, Российско-китайский деловой совет, крупнейшие российские компании, сотрудничающие с Китаем, китайские корпорации с представительствами в России, туристические фирмы, сообщил представитель вуза.

В МГИМО китайский язык преподается на кафедре китайского, вьетнамского, тайского и лаосского языков. В 2021/22 учебном году китайский язык в бакалавриате и магистратуре МГИМО изучают 189 человек. В 2019/20 учебном году выпустилось (бакалавриат и магистратура) 47 человек. В 2021/22 учебном году планируется выпустить 43 человека. Основные направления бакалавриата: зарубежное регионоведение, международные отношения, экономика, торговое дело и журналистика. В магистратуре изучаются еще финансы и менеджмент. Практику студенты проходят в МИДе, Минэкономразвития, Минцифры, Минсельхозе, Минпромторге, посольствах России, в ЦБ, «Роснефти», «Росатоме» и др.

Варвара Гранкова