Как российские разработчики замещают западные системы SCM
Пытаясь занять рынок, где доминировали SAP, Oracle, SAS Institute, Microsoft и InforРоссийский разработчик ПО для планирования цепочек поставок GoodsForecast получил 206 млн руб. инвестиций от венчурного фонда НТИ под управлением инвесткомпании Kama Flow. Представитель фонда не раскрыл размер приобретенной доли, сообщив, что обычно она составляет от 10 до 30%.
Интерес инвесторов подстегнул тренд на импортозамещение зарубежного ПО – после ухода из России глобальных вендоров систем управления цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM), таких как SAP, SAS Institute, Oracle и др. Kama Flow рассчитывает, что компания за три года увеличит выручку более чем в 5 раз (до 1 млрд руб. в 2024 г.). ООО «Гудфокаст» в 2021 г., по данным «СПАРК-Интерфакса», заработало 169 млн руб. без НДС.
GoodsForecast создана в 2013 г. математиками из вычислительного центра Российской академии наук и МГУ Александром Черепниным, Андреем Лисицей, Сергеем Котиком и Даниилом Каневским. Компания выполнила около 100 проектов для таких клиентов, как «Черкизово», «Технониколь, «Перекресток», «О’кей», «Газпром нефть» и др.
GoodsForecast работает в сегменте предиктивной аналитики для планирования цепочек поставок на производстве и в ритейле. Линейка ее продуктов автоматизирует планирование закупок и загрузки производства, управление ассортиментом и ценообразование, анализирует упущенные продажи из-за отсутствия товаров на складах и полках магазинов, прогнозирует эффект от маркетинговых акций.
Прогнозы спроса на товар в таком ПО строятся на основе исторических данных (месяц, например, сравнивается с тем же месяцем прошлого года и с предыдущими месяцами текущего года), поясняет управляющий партнер группы «Астор» Семен Урбах. А уже на основе прогнозов планируются закупки, графики поставок, перевозки и др. По этому прогнозу рассчитывается, сколько запасов нужно держать на складах, чтобы не было затоваривания или дефицита. Затем система автоматически формирует заказ на пополнение склада.
Расти на падающем рынке
GoodsForecast не единственный отечественный поставщик ПО для планирования цепочек поставок. В этом секторе работают «Астор», «Инжэниус тим», «Бизнес автоматика» и др. Все надеются воспользоваться уходом зарубежных вендоров, чтобы нарастить свою долю на рынке.
При замещении иностранного ПО в выигрышной ситуации находятся российские софтверные компании, которые прежде успешно развивались и имели стабильную клиентуру, их выручка и количество новых контрактов увеличатся, полагает президент международной организации инвесторов Investoro Виталий Полехин. Такие компании смогут расти и на падающем рынке, считает он.
Генеральный директор GoodsForecast Андрей Лисица говорит, что после начала специальной военной операции из 20 текущих проектов было приостановлено два – в международных компаниях-клиентах. Лисица отмечает, что спрос со стороны заказчиков из среднего бизнеса с момента начала специальной военной операции упал в разы. Но вырос интерес со стороны крупных компаний – клиентов SAP и SAS Institute, которые запланировали проекты внедрения SCM на 2022 г. и уже выделили бюджеты.
Им нужно оптимизировать планирование и сократить издержки, к тому же они привыкли к затратам, которые намного превышают расходы на внедрение российского ПО, говорит Лисица. В среднем проект внедрения ПО GoodsForecast стоит более 10 млн руб., а проекты интегрированного планирования – 50 млн руб.
Деньги инвесторов пойдут на совершенствование линейки продуктов, с тем чтобы сделать ее более удобной для внедрения силами партнеров – системных интеграторов, на разработку единой платформы интегрированного планирования. До спецоперации компания раз в квартал получала запросы от системных интеграторов, желающих внедрять ее продукты, а после того как западные вендоры объявили об уходе из России, такие предложения стали поступать раз в неделю, говорит Лисица.
Группа «Астор» разрабатывает ERP-, SCM-системы, а также системы управления программами лояльности для ритейла. По словам Урбаха, в этом году компания надеется удвоить выручку. Выручка группы в 2021 г. составила около $10 млн, половину группа получает в России, остальное в Казахстане, Белоруссии, Узбекистане и других странах СНГ. Урбах говорит, что ни один из текущих проектов не приостановлен. В прошлом году компания начала 10 новых проектов внедрения системы RS.SCM. В среднем такой проект стоит 3 млн руб., заказчик также платит 300 000–700 000 руб. в месяц за использование облачного софта «Астора». Рост обусловлен тем, что в предыдущие два года компания вложила $3 млн в разработку и существенно расширила функциональность продуктов. В результате «Астор» стал чаще выигрывать тендеры у западных вендоров, говорит Урбах. Он приводит в пример недавно выигранный «Астором» тендер казахстанской сети супермаркетов Small & Skif, в котором участвовали SAP, Oracle и Symphony RetailAI. Small & Skif – второй по величине ритейлер Казахстана. В сети более 100 магазинов, расположенных в 16 городах республики. Cейчас идет подготовка к промышленному запуску системы управления товародвижением RS.ERP и ПО для прогнозирования спроса и автоматического заказа RS.SCM, говорится в совместном сообщении группы «Астор» и ритейлера.
Основатель платформы для планирования цепочек поставок Forecast Now, гендиректор ООО «Инжэниус тим» Александр Грицай говорит, что компания планирует вырасти на 30% в 2022 г. и годовой план продаж пока не меняла. Текущие клиенты (около 35) не приостановили оплату и в большинстве случаев продлевают проекты. Грицай отмечает рост интереса со стороны крупных компаний, в том числе с государственным участием. Им требуется замещение не только в управлении запасами, но и в смежных бизнес-процессах – согласовании планов и операций, оптимизации производства. Раньше эти задачи закрывали комплексные решения зарубежных вендоров, сейчас на российском рынке их нет, и большим компаниям приходится собирать решение по частям или инвестировать в такие разработки.
Компании малого и среднего бизнеса заняли выжидательную позицию. Грицай говорит о низком спросе со стороны новых заказчиков, до специальной военной операции компания вела активные переговоры с 20 компаниями, в феврале – марте общение прекратилось, а сейчас переговоры возобновили только 10 компаний. Автоматизация планирования цепочек поставок актуальна только для тех, кто уже смог заменить поставщиков либо изначально имел собственное производство или локальных поставщиков.
Компания «Полиматика рус» с 2011 г. занимается разработкой инструментов для исследования больших данных и интеллектуального анализа. Ее продукт – платформа Polymatica. В марте 2022 г. компания скорректировала дорожную карту развития платформы, чтобы сфокусироваться на наиболее востребованных отраслях: банковском и страховом секторе, телекоммуникационной отрасли и розничной торговле. Как рассказал главный конструктор модуля машинного обучения Polymatica ML Михаил Александров, в последние месяцы в несколько раз выросло количество запросов потенциальных клиентов, в то же время ужесточились требования к срокам внедрения и функциональности ПО. Основная часть клиентов требует максимально оперативно заместить ПО зарубежных производителей без остановки бизнес-процессов. Увеличился спрос на комплексные решения. Сейчас компания вместе с партнерами разрабатывает готовые сервисы миграции импортного ПО на аналитические продукты «Полиматики», говорит Александров.
В конце 2020 г. компания выиграла конкурс грантов Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) в 110 млн руб., на эти деньги был разработан модуль интеллектуального анализа данных, использующего методы машинного обучения, – Polymatica ML. В январе 2022 г. «Полиматика рус» заключила первые контракты на внедрение Polymatica ML с российскими клиентами.
По мнению генерального директора УК фонда «Астарта капитал» Людмилы Голубковой, полностью заменить крупных зарубежных игроков ни у одной российской компании не получится. К тому же такую систему работы с клиентами, какую построила SAP, невозможно воспроизвести даже за несколько лет, считает она. Хотя в России по-прежнему сильна математическая подготовка, развиты экспертиза интеграции и умение увидеть проблему в целом.
Зачем они нужны
«Ведомости» изучили кейсы автоматизации планирования цепочек поставок в сети АЗС «Газпром нефти», компаниях «Технониколь», «Черкизово», сети магазинов «Покупочка» и др. Они хотят сократить затраты времени на составление заказов на пополнение складов-магазинов, на составление производственного расписания (потому что расчеты велись на бумаге или в Excel). Либо компании хотят снизить складские запасы или решить проблему упущенных продаж из-за дефицита товаров.
В последние годы темпы роста нетопливной выручки в сети АЗС «Газпром нефть» снижались, рассказал на VII SCM-конгрессе руководителей логистики в октябре 2021 г. Даниил Зеленин, руководитель направления товародвижения сопутствующих товаров ООО «Газпромнефть-центр». У персонала АЗС не было инструментов для качественного расчета заказов, все зависело от опыта и знаний конкретных сотрудников. Держать в голове всю информацию о текущих остатках товаров, продажах, акциях, минимальных запасах на полках для каждого товара было нереально, сотрудники делали заказы, исходя из того, сколько они заказывали в предыдущие дни. По оценкам компании, уровень упущенных продаж был высоким, сказал Зеленин. Нужно было снизить трудозатраты на расчет заказов и повысить доступность товаров на станциях, не увеличивая запасы, рассказал Зеленин. Поэтому компания занялась автоматизацией ежедневных заказов на сопутствующие товары. К июлю 2021 г. процесс был автоматизирован на 843 из 1400 АЗС «Газпром нефти», время расчета одного заказа сократилось с 42 до 13 минут, сообщил Зеленин.
Производитель кровельных материалов «Технониколь» в год экономит примерно 30 млн руб. благодаря оптимизации производственного планирования. На заводах «Технониколь» в России и Белоруссии внедрена система составления расписаний на производственных линиях. Система анализирует большие данные о сроках заказов, наличии материалов на складе, характеристиках производственных линий и расходах на их переналадку. Она рассчитывает, на какой линии какое количество продукции и когда должно производиться. Система настроена на снижение издержек на переналадки линий при смене выпускаемой продукции, снижение штрафов за нарушение сроков поставок и издержек на хранение готовой продукции. Также есть вспомогательные функции: прогнозирование спроса и подбор возможной даты отгрузки при заказе клиентов, сообщил руководитель отдела планирования направления «Битумные материалы и гранулы» «Технониколь» Юрий Радар.
Группа «Черкизово» при помощи ПО распределяет заказы клиентов на производство между площадками с учетом текущих возможностей заводов. «Черкизово» получает заказы от розничных сетей, общепита и мясоперерабатывающих комбинатов, поставляет продукцию на экспорт, напоминает представитель группы. Все произведенное охлажденное мясо птицы должно быть реализовано в течение часов, отложить эту продукцию в запас невозможно – она теряет ликвидность, рассказывал в марте 2019 г. директор цепей поставок сегмента «Птицеводство» группы «Черкизово» Лев Белев. За 24 часа компания должна принять заказы от покупателей, обработать и распределить их по заводам, произвести товар и отправить его клиентам. По словам Белева, благодаря автоматизации расчета и распределения производственного плана по заводам удалось сократить время, которое специалисты тратили на балансировку загрузки производственных линий, на 30 минут в день и снизить штрафы за недопоставки. Раньше планирование велось в Excel. Экономия составила более 15 млн руб. в год.
Сеть гипермаркетов «О’кей» с 2015 г. использовала ПО для анализа наличия товаров и упущенных продаж из-за отсутствия на полках. Данные сгружались с касс в офлайновом режиме раз в день, оценка производилась по историческим данным (чтобы улучшить процессы снабжения магазинов товарами), а в 2020 г. ритейлер начал онлайновый пилотный проект, чтобы уже оперативно бороться с отсутствием товаров на полках. Система должна была анализировать данные с касс в реальном времени и направлять сотрудникам сигналы, что следует проверить и пополнить полки. Расчетный рост оборота составил 2%. Осенью 2021 г. началась промышленная эксплуатация сервиса во всех магазинах сети, сообщил Лисица.
Задачи снижения потерь из-за неточного планирования остаются актуальными и сейчас, уверяют разработчики ПО. Особенно для крупных предприятий – пользователей зарубежных учетных систем, запланировавших автоматизацию управления цепочками поставок на 2022 г., говорит Лисица.
Трудный клиент
По оценкам основателя инвесткомпании A.Partners Алексея Соловьева, мировой рынок SCM составляет $18 млрд в год, на Россию приходится меньше 3% мирового рынка, но из-за санкционного давления на логистические цепи эта доля снизится в 2022 г.
Управляющий партнер Skolkovo Ventures Павел Морозов отмечает, что рынок систем SCM в России в основном занят крупными западными вендорами и составлял около 3–4 млрд руб. в год. Это меньше 1% мирового рынка SCM (около $16 млрд в год), что объясняется объективными сложностями внедрения подобного класса систем на российских предприятиях, говорит Морозов.
Сложности – технические и управленческие. Системы SCM получают данные из ERP-систем или систем оперативного управления производством (Manufacturing Execution System, MES), объясняет Лисица.
По словам Андрея Кузьмищева, руководителя отделения «Управление цепями поставок» в IBS, для внедрения систем SCM могут потребоваться трудоемкие и длительные подготовительные проекты, потому что в компаниях отсутствуют данные или исходные данные низкого качества, а основные процессы автоматизированы разнородными и не связанными друг с другом решениями.
Помимо технических трудностей развитие рынка SCM сдерживают организационные препятствия, точнее, необходимость перестройки управленческих процессов, к чему руководители предприятий не готовы, говорит Кузьмищев. Например, раньше каждый отдел вел свое планирование, а нужно перейти на единое, охватывающее все отделы, ввести новые процедуры согласования планов. Кроме того, прозрачная система планирования обнаруживает ошибки, которые допускают те или иные подразделения, – потребуется пересмотреть систему вознаграждения в компании, сказал Кузьмищев.
С уходом западных игроков локальные разработчики получат хороший импульс к развитию, однако это не сделает этот рынок более простым, говорит Морозов.
Кузьмищев указывает на то, что системы SCM – сложные высокотехнологичные продукты: «Создание полноценной замены такому решению требует значительных инвестиций и экспертизы». Он предполагает, что в ближайшие годы единой линейки не будет ни у одного вендора, компаниям придется комбинировать продукты разных разработчиков. Например, планирование продаж и операций будет строиться на универсальной системе бизнес-планирования, прогнозирование спроса – на решениях специализированных провайдеров или собственных разработках предприятий и т. д. Но если западные вендоры не вернутся на российский рынок, со временем появятся и близкие аналоги их готовых комплексных решений, верит Кузьмищев.