Почему отмена обязательной удаленки для 30% сотрудников крайне своевременна

Хотя отмена этой 30%-ной квоты мало что изменит в организации труда в компаниях
Большинство опрошенных компаний не собираются возвращать персонал в офисы
Большинство опрошенных компаний не собираются возвращать персонал в офисы / Андрей Гордеев / Ведомости

Мэр Москвы Сергей Собянин с 28 февраля отменил требование о переводе на удаленный режим работы не менее 30% сотрудников и всех сотрудников старше 65 лет. В нынешней ситуации неопределенности и тревожности люди испытывают естественное желание общаться, обмениваться эмоциями, обсуждать стратегию поведения, поэтому стремятся как можно чаще бывать в офисе, считает партнер компании «Экопси консалтинг», психолог Мария Макарушкина. Поэтому решение об отмене квоты психологически своевременное. Даже если сотрудники будут из дома общаться с коллегами в Zoom и мессенджерах, психологическая напряженность будет выше, чем если они встретятся в офисе, говорит Макарушкина.

«Ведомости» опросили около 20 компаний, что они собираются предпринять после отмены 30%-ной квоты для дистанционных работников.

Вторая отмена

Работодателям не привыкать переводить персонал на удаленную работу, а затем возвращать. Решение мэра от 25 февраля – уже вторая отмена 30%-ной квоты в Москве. Впервые это требование было введено указом мэра с 28 июня 2021 г., а 13 августа оно было отменено, потому что заболеваемость снизилась и Москва вернулась к обычному ритму жизни, объяснял тогда Собянин. Он, впрочем, рекомендовал работодателям сохранять удаленные рабочие места.

С 25 октября обязательный перевод не менее 30% сотрудников и всех работников старше 60 лет на дистанционный режим был вновь введен указом мэра. 18 января 2022 г. из-за роста числа заразившихся омикроном мэр продлил действие 30%-ной квоты до 1 апреля. А 25 февраля оно было отменено второй раз.

Еще 18 января многие компании рассказали «Ведомостям», что так и не вернули сотрудников массово в офисы после локдауна (банк «Зенит», Московский кредитный банк, Росбанк, «Норникель», Х5 Group и др.).

Например, в сети X5 Group в офлайн-режиме могут работать не более 30% офисного персонала, для которого этот формат работы необходим по производственным причинам, рассказал представитель сети 18 января. Решение о формате работы принимается самим сотрудником при согласовании с руководителем. С 2020 г. в Х5 до 10 000 офисных сотрудников работают удаленно или в гибридном формате с разным графиком (3 дня дома / 2 дня в офисе; 4 дня дома / 1 день в офисе; 2 дня дома / 3 дня в офисе и т. п.), по словам представителя Х5. Директор по персоналу сети «Магнит» Анна Боброва 18 января рассказывала, что около 30% офисных сотрудников «Магнита» работают в удаленном режиме и около 50% ходят в офис 1–2 раза в неделю. Численность офисного персонала в сети – 21 000 человек, сообщила Боброва.

Гибрид – не помеха

Из опрошенных «Ведомостями» компаний только «Полиметалл» сообщил, что вывел сотрудников в офисы после отмены квоты. «Полиметалл» полностью вышел из удаленного режима – с 21 февраля офисы работают в штатном режиме, рассказал представитель компании. «Яндекс» принял прямо противоположное решение – вернуть сотрудников в режим удаленной работы, как на пиках пандемии COVID-19, – чтобы поддержать сотрудников, которым сейчас эмоционально тяжело и хочется проводить больше времени с семьями. Об этом говорилось в письме управляющего директора «Яндекса» Тиграна Худавердяна, разосланном 27 февраля.

Но большинство опрошенных компаний не собираются возвращать персонал в офисы. НЛМК с прошлого года работает в гибридном режиме с чередованием очной и удаленной работы и не планирует ничего менять, сообщил представитель компании. Так как заболеваемость в Москве снизилась, руководство банка «Открытие» приняло решение о выходе в офисы в марте 70% сотрудников. Расширение офисных площадей не потребуется, сообщил представитель банка.

По словам директора по персоналу банка «Зенит» Алии Саматовой, банк сохранит гибридный формат работы. С марта 2020 г. 60% сотрудников банка имеют удаленный доступ к рабочему месту. Выход в офис осуществляется по системе коворкинга с возможностью бронирования рабочего места. Расширение площадей не планируется, сказала Саматова.

48%

работников, трудящихся полностью в удаленном режиме, хотели бы перейти на гибридный график, чтобы иметь возможность изредка посещать офис, по данным Rabota.ru

Компания Positive Technologies специально выводить людей в офис не будет, а людей, которым обязательно нужно присутствовать в офисе, немного, рассказала директор Positive Technologies по персоналу Евгения Гулина. У компании 1200 сотрудников.

До 13 марта 2022 г. «Почта России» сохраняет ограничения на посещение штаб-квартиры в Москве – не более 30% сотрудников одновременно, говорит заместитель генерального директора по кадровым и социальным вопросам Ирина Козина. А с 14 марта 2022 г. «Почта России» перейдет на новый гибридный формат, который не подразумевает присутствия 100% людей в офисе. Имеющихся площадей хватит, чтобы разместить всех желающих посетить офис, сказала Козина.

Несколько компаний особо отметили то, что решения о режиме работы принимают сотрудники (Х5, «Вымпелком», «Лаборатория Касперского», VK Group, Wildberries). В «Вымпелкоме» сотрудники сами выбирают, где работать – дома или в офисе, дистанционно работает около 85% персонала, сообщил представитель компании.

С 1 марта 2022 г. сотрудникам «Лаборатории Касперского» доступны три постоянных формата работы: гибридный, офисный и удаленный, рассказал руководитель центра HR-экспертизы компании Кирилл Ширяев. Формат сотрудники выбирают сами по согласованию с руководителем, исходя из должностных обязанностей. Компания не испытывает нехватки рабочих зон в офисе: одну часть офиса занимают общие места, которые можно бронировать, другую – постоянные рабочие места сотрудников.

В VK Group тоже сотрудники сами выбирают режим: полностью дистанционная работа, гибридный график или ежедневное посещение офиса, рассказал представитель компании. Работать эффективно можно в любом из форматов благодаря корпоративному интранету, корпоративному мессенджеру myTeam и видеозвонкам, пояснил он. Кроме того, возможность самостоятельно выбирать, в каком формате работать, повышает вовлеченность персонала. Компания провела исследование, согласно которому вовлеченность сотрудников составила 85%. Это выше среднего значения в IT-индустрии в целом, говорит представитель компании.

Интернет-магазин Wildberries давно работает в гибридном формате, говорит представитель компании. Сотрудники, которым не требуется находиться в офисе для выполнения своих обязанностей, могут сами выбирать, где им комфортнее работать: из дома или офиса. В офисе встречаются только, чтобы провести совещание и обсудить работу над новым проектом.

Ремонт в офисах

Для гибридной работы нужны современные офисные пространства, несколько компаний успели переехать в новые помещения или отремонтировать старые.

В Tele2 с 2021 г. офисные сотрудники в основном три дня трудятся в офисе, два дня – из дома. После отмены ограничений компания продолжит работать в прежнем режиме. Офисные площади не изменятся. В нескольких регионах действует проект Tele2Sharing – например, в московском филиале организовано гибкое офисное пространство по принципу коворкинга. В эксперименте участвует 10% сотрудников филиала. Они могут посещать офис в любой день – нужно только предварительно забронировать рабочее место, сообщил представитель оператора.

В Москве в офис Х5 Group регулярно приезжает не более 30% сотрудников, около 60% преимущественно работает дома, 10% работают в офисе постоянно, сообщил представитель Х5. В пандемию прошла реконструкция офисов, была разработана система онлайн-бронирования рабочих мест. На одного сотрудника стало на 15% больше пространства, можно выбирать формат рабочего места, рассказал представитель сети.

Группа Т1 планирует оставить более 50% сотрудников на удаленной работе, сообщила заместитель генерального директора по развитию талантов и организационной эффективности Екатерина Мелентьева. В ближайший месяц Т1 переедет в новый офис на 374 места площадью 5900 кв. м, рассчитанный на гибридный формат работы. Предполагается, что более 40% сотрудников будут работать вне офиса более 50% рабочего времени. Офис будет использоваться для совместной командной работы, а индивидуальная работа будет выполняться из дома, сказала Мелентьева. В штате группы Т1 – 8000 сотрудников.

72%

работников, которые трудятся удаленно или в гибридном режиме, сообщили в январе 2022 г., что их наниматели не стремятся вернуть их полностью в офисы, по данным опроса Rabota.ru. В опросе приняли участие более 7000 респондентов

Компания Sitronics Group планирует сохранить гибридный формат примерно для 30% офисного персонала, рассказала директор Sitronics Group по управлению персоналом и организационному развитию Ирина Гайворонская. Расширение офисного пространства не понадобится, поскольку в прошлом году компания переехала в новый офис площадью 6000 кв. м в бизнес-центре «РТС Волгоградский». Было нужно помещение для размещения около 800 сотрудников московского офиса в одном месте. Выбирая офис, Sitronics Group рассчитывала, что в нем будет трудиться коллектив в полном составе, сообщила Гайворонская.

Другие проблемы

По мнению гендиректора компании Sapiens Consulting Святослава Бирюлина, никакого значения для компаний решение московских властей иметь уже не будет. Соблюдение 30%-ной квоты де-факто никак не контролировалось, и многими частными компаниями не соблюдалось.

Председатель экспертного совета компании «Люди People» Виктория Петрова, считает, что те 30% людей, которые были отпущены на дистанционную работу из дома по требованию московских властей, уже не вернутся в офисы. Речь идет о компаниях офисного типа, где можно трудиться эффективно из дома, поясняет Петрова.

Но у нанимателей могут возникнуть кадровые проблемы из-за военной спецоперации на Украине и последовавших санкций Запада. Например, из-за отсутствия импортных компонентов автозаводам придется останавливать конвейер и принимать кадровые решения о сокращении персонала или переводе на неполную рабочую неделю. Аналогичные трудности ждут компании, деятельность которых была связана с импортом и торговлей импортными товарами, предполагает Петрова. У компаний сейчас другие задачи, нежели возвращение сотрудников в офисы, говорит она.