Пять моделей для организации работы после пандемии

Сейчас у компаний есть выбор – возвращать ли команду в офис, оставить на удаленке или перейти к новой, более эффективной модели организации рабочей среды
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

От того, где работают сотрудники, многое зависит не только в проектировании рабочего пространства организаций, но и в распределении капитала и управлении кадрами. Говоря о перспективах, эксперты расходятся во мнениях. Некоторые утверждают, что наш эксперимент с работой из дома оказался настолько удачным, что удаленка уже никуда не денется. Другие убеждены, что многим очень не хватает личного общения и что офисы стремительно будут снова заполняться сотрудниками. Где-то посередине между двумя этими полюсами оказываются те, кто уверен, что вместо любой из этих крайностей нас ожидает промежуточный вариант – гибридная работа из дома и офиса.

Будущее уже наступило

Я решил прояснить, как будет выглядеть работа из офиса в будущем, и опросил 1600 австралийских офисных работников, а также поговорил с несколькими руководителями компаний и экспертами в области организации рабочих пространств. Австралия – важный пример: вместо того чтобы дожидаться появления вакцины, власти страны в значительной мере контролировали распространение вируса, закрыв границы для нерезидентов, ограничив перемещения между штатами, введя распоряжения о самоизоляции и меры для тщательного отслеживания контактов в каждом очаге заболевания.

В октябре 2020 г., когда в некоторых регионах начали снимать жесткие многомесячные ограничения, в Мельбурне, наиболее пострадавшем от пандемии городе страны, в офисы, по данным австралийского Совета по рынку недвижимости, вернулись только 7% работников. К апрелю в офисы вернулось более 41% работающих специалистов. В Перте, Аделаиде и других городах, которые пандемия затронула в меньшей степени, заполняемость офисов оценивается в 70%, что лишь немногим ниже показателей за период до пандемии. Вспышки заболевания по-прежнему случаются, и правительство вводит временные ограничения, границы тоже по-прежнему закрыты, но в основном австралийцы могут обедать в помещениях, посещать крупные спортивные мероприятия и ходить на работу. Люди привыкают к жизни без угрозы пандемии, и этот опыт может быть первым ориентиром для других стран в том, как, хотелось бы надеяться, будет развиваться ситуация в дальнейшем.

Показательно, что австралийские компании действуют по-разному, единой для всех модели нет. Позади у всех очень сложный год, и многие работодатели отмечают, что их сотрудники испытывают усталость от перемен и хотят просто вернуться в привычный им офис. Отчасти поэтому показатели занятых площадей так быстро выросли после отмены локдаунов. Другим снятие ограничений видится хорошим поводом попробовать что-то новое. Руководство крупного разработчика ПО – компании Atlassian недавно объявило, что приходить в офис сотрудникам требуется только четыре раза в год. Из разговоров с представителями бизнеса и экспертами я вынес несколько подходов к дальнейшей работе, их можно подразделить на пять категорий.

Варианты на выбор

Все как было: сотрудники возвращаются в офис и к привычному графику – с 9 до 17. В компании уделяется больше внимания здоровью и гигиене и более гибкой организации труда, но в основном это тот же централизованный офис, каким он был до пандемии.

Клуб: используется гибридная модель, сотрудники приходят в офис, когда им нужно поработать вместе, а в остальных случаях, когда требуется сосредоточенно заниматься другими задачами, остаются дома. Офисы оказываются своего рода общественным пространством, где люди встречаются, общаются и работают вместе.

Гибкая функциональная модель: сотрудники работают в офисе без закрепленного рабочего места. В течение дня они перемещаются между переговорными и акустическими офисными кабинами для звонков, свободными рабочими местами и общими пространствами. До пандемии в большинстве австралийских офисов с таким подходом к организации труда было примерно восемь рабочих столов на каждые 10 человек (поскольку сотрудники не всегда работают на месте, а могут находиться где-то еще). После пандемии во многих компаниях приходят к тому, чтобы таких мест было пять на каждые 10 человек с расчетом на то, что многие сотрудники в офисе в тот или иной момент будут отсутствовать или пару дней в неделю они будут работать из дома.

Веерная модель: вместо того чтобы ездить в большой офис в деловом центре города, сотрудники работают из небольших сателлитов на окраинах и поблизости к месту своего проживания. Так они экономят время на проезд и при этом не лишаются возможности работать с коллегами вместе.

Полностью виртуальная модель: сотрудники работают из дома или откуда-то еще по своему выбору и дают возможность компаниям сократить расходы на дорогостоящую аренду и застройку, которую они начали до пандемии.

Все эти модели нельзя назвать новыми. Даже достаточно радикальные концепции вроде виртуальных офисов были опробованы и протестированы задолго до пандемии. Крупные компании вроде Yahoo!, IBM и HP и раньше экспериментировали, позволяя сотрудникам работать постоянно в дистанционном режиме. В рекламном агентстве Chiat/Day еще в 1993 г., пусть и безуспешно, пробовали перейти на гибкую функциональную организацию рабочих пространств.

В некоторых организациях и до пандемии уже подступались к этим моделям, но все же в большинстве случаев заинтересованности в них не было. А сегодня уже на самом деле есть ожидания, что компании будут пробовать что-то новое. CEO JPMorgan Джейми Даймон недавно навлек на себя волну критики, объявив о планах возвращения сотрудников в офисы с возобновлением работы в прежнем порядке и о своем желании отказаться от совещаний в Zoom. Большинство руководителей, с которыми я разговаривал, вынуждены были принимать решение в незнакомой им ситуации, им нужно было выбирать из множества вроде бы жизнеспособных моделей организации работы, с которыми до этого им сталкиваться не приходилось.

Взвесить достоинства и недостатки

У каждой модели есть свои преимущества и недостатки. Функциональная концепция позволяет экономить пространство, но требует серьезной культурной трансформации. Веерная модель выглядит логичной, но предполагает разделение кадров не по проектам и функциям, а по географическому принципу. А возвращение в офис в режиме «все как было» для многих идея очень обнадеживающая, но «как было» получится только в том случае, если вернется большинство. Как бы то ни было, по всей видимости, удаленная работа из дома в каком-то объеме уже никуда не денется, а это значит, что в офисах будет меньше сотрудников, будет больше телефонных звонков и ничто уже не будет в точности так, как было.

Сами работники тоже смотрят на дальнейшую ситуацию по-разному. Для австралийцев наиболее привлекательными оказались гибридные модели, которые допускают определенную гибкость с возможностью работать из дома и в офисе («клуб» и «функциональная модель»). На другом полюсе наименее популярный вариант полностью удаленной работы поддержали менее 20% опрошенных австралийцев, штатных сотрудников на полной ставке.

Стоит отметить демографические различия в группировке этих предпочтений. Для женщин чаще, чем для мужчин, было бы важным совмещать работу из офиса и из дома. Менеджеры с большей вероятностью, чем специалисты, говорили, что хотели бы вернуться в офис. А молодежь чаще, чем сотрудники более старшего возраста, приветствовала удаленную занятость. Эти расхождения в оценках заставляют задуматься о том, насколько неосмотрительно будет принятие решений о модели рабочей среды без предварительного опроса заинтересованных кругов в компании.

Не по стандарту

В оценке возможных решений руководителям стоит учитывать цель и стратегию компании, а также предпочтения и стиль работы сотрудников. Технологичной компании, которая по повышенной ставке оплачивает аренду помещений в престижном районе среди других таких же компаний и при этом продает продукты онлайн, вполне можно перейти полностью на виртуальную работу. А небольшому дизайнерскому бюро, для которого офис – это одновременно демонстрационная площадка и пространство для совместной работы, подойдет модель клуба. Как бы то ни было, нужно понимать, что каждой компании нужно что-то свое, что не обязательно будет уместно для других.

Чему могла научить нас пандемия в вопросах организации рабочей среды, так это пониманию того, что вариант работы из дома не лучше и не хуже офисного, у каждого из них есть свои преимущества. В будущем, наверное, не будет какой-то единой для всех концепции и каждая компания будет пробовать разные направления в попытке найти то, что будет соответствовать потребностям ее бизнеса. Возможно, мы когда-нибудь оглянемся на прежние решения в области организации рабочей среды и подумаем: как странно, что офисы были в основном совершенно однотипные, что головной офис юридической фирмы, газеты и технологической компании мог выглядеть и работать во многом одинаково.

Об авторе: Дэниел Дэвис – ведущий исследователь международной дизайнерской практики Hassell, занимается исследованиями в области организации рабочей среды будущего