В чем плохо разбираются генеральные директора российских компаний

С точки зрения главных бухгалтеров, юристов, кадровиков и финдиректоров
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Недавно по просьбе компании «Актион-МЦФЭР» 5425 специалистов российских компаний (главные бухгалтеры, юристы, кадровики, финдиректора и специалисты по охране труда) оценили компетентность своих генеральных директоров, насколько хорошо те ориентируются в работе их отделов и прислушиваются ли к рекомендациям профильных экспертов.

Оказалось, что знания директоров оставляют желать много лучшего. Во всех оцениваемых областях треть гендиректоров, по мнению профильных специалистов, разбираются плохо и не более четверти директоров имеют высокий уровень знаний.

В частности, только 17,9% высших руководителей разбираются в налогах и финансах на высоком уровне (компетентность 33,1% директоров была оценена респондентами – специалистами финансовых подразделений как низкая, уровень знаний остальных был признан средним). Лишь 18,2% директоров, по оценкам респондентов-юристов, разбираются в правовых вопросах на высоком уровне (тогда как 37,1% имеют низкий уровень правовых знаний).

Как следует из результатов опроса, лучше обстоят дела с начальственным знанием кадрового делопроизводства, бухучета и охраны труда. 26,4% директоров имеют высокий уровень знаний кадровых вопросов (низкий уровень – у 30,8%). 26,1% разбираются в требованиях по охране труда на высоком уровне (плохо владеют предметом лишь 24,1%). Наконец, 25,5% гендиректоров знают бухгалтерский учет на высоком уровне (низкий уровень – у 30% высших руководителей).

Слушая юристов

Год назад, в самом начале пандемии, гендиректор SAP CIS Андрей Филатов собрал кризисную команду топ-менеджеров для быстрого решения проблем, возникавших в тот период. В нее вошли также представители подразделений бэк-офиса: финансовый директор, директор по кадрам, директор, отвечающий за управление недвижимостью, руководитель службы безопасности, менеджер по PR. По словам Филатова, самыми сложными были организация работы сотрудников, подписания контрактов, управление проектами в удаленном режиме, а также перестройка системы мотивации персонала.

В пандемию многие руководители перестали чураться правовых вопросов. По данным опроса «Актион-МЦФЭР», во время действия ограничительных мер 34% руководителей лично отслеживали все изменения, а 38% делали это совместно с кадровиками и юристами, которые готовили документы.

Как бы поверхностно гендиректора ни разбирались в законах, они минимум на уровне здравого смысла понимают риски. Например, 79% гендиректоров от опрометчивых поступков удерживают предупреждение юристов, что так делать нельзя. 44% директоров лично проверяют все приказы и решения. Правда, пятая часть руководителей подписывает документы не глядя, несмотря на субсидиарную ответственность.

Самая большая роль у юристов традиционно в международных компаниях, говорит Юлия Замятина, партнер юридической компании «Алимирзоев и Трофимов». По ее словам, в этих компаниях юристы всегда участвовали во всех значимых сделках и продолжали в них участвовать и во время пандемии. Но и в российских компаниях роль юриста в кризис возросла, поскольку законы стремительно менялись, а Верховный и Конституционный суды постоянно выпускали новые разъяснения, которые меняли судебную практику, объясняет Алексей Петропольский, гендиректор юридической компании Urvista. По его словам, гендиректора, которые не прислушивались к советам юристов, столкнулись со штрафами и проигрышами в судах.

По данным исследования, большинство российских гендиректоров сегодня осознают опасность нарушения законов. Например, 57% руководителей даже не нужно объяснять рискованность обналичивания денег.

52% гендиректоров

знают о существовании Трудового кодекса, но редко в него заглядывают

Большинство руководителей (67%) знают о последствиях ведения двойной бухгалтерии и не рискуют этого делать, 49% понимают, что не следует подписывать документы, например договоры о поставках, задним числом, причем многие убедились в этом на личном негативном опыте.

Однако в 21% компаний не проводится проверка контрагентов, выбранных высшим руководителем, – с ними договоры заключаются без всяких проверок.

И только 9% гендиректоров берут юристов с собой на каждые переговоры – половина участвует в переговорах с контрагентами и партнерами в одиночку.

По словам Замятиной, в кризис выросло число юридических вопросов, в которые гендиректора старались не посвящать корпоративных юристов. Например, вопросы, связанные с урегулированием дистанционного труда, размерами компенсаций, сокращением расходов на персонал, они старались поручать сторонним юридическим консультантам, чтобы не усиливать напряженность в коллективе в трудные времена, говорит она.

Кадровик имеет влияние

В пандемию из всех подразделений бэк-офиса самым важным оказалась служба персонала, а влияние директора по персоналу на принятие решений гендиректором выросло. Ольга Ворошилова, партнер хедхантинговой компании CornerStone, напоминает, что в пандемию во многих компаниях штаб по коронавирусу возглавлял именно директор по персоналу, который брал на себя все вопросы по переводу сотрудников на удаленку и организации работы в новом режиме.

Алексей Андреев, управляющий партнер брендингового агентства Depot WPF, сейчас вместе с директором по персоналу выстраивает новый гибридный формат работы офиса компании. Нужно переоборудовать офис, понять, как вести систему учета рабочего времени, решить, как и когда сотрудники будут работать из дома, а когда они будут приезжать в офис. По словам Андреева, сейчас он вынужден больше вникать в проблемы управления персоналом, чем раньше. Надо, с одной стороны, предоставить сотрудникам условия работы, которые удержат их в компании, с другой – не дать чрезмерной свободы, которая будет расхолаживать.

Гендиректора редко вникают в законы о труде, свидетельствуют данные исследования. Только 55% гендиректоров знают, чем трудовой договор отличается от гражданско-правового. 52% гендиректоров знают о существовании Трудового кодекса, но редко в него заглядывают.

69% гендиректоров тем не менее стараются вести кадровое делопроизводство по закону, считая, что это дешевле, чем платить штраф, если инспекция труда найдет нарушения.

Финдиректор, где деньги?

Сейчас гендиректора чаще всего задают своим финдиректорам два классических вопроса: где деньги, а также почему прибыль есть, а денег нет? Первый вопрос задают 60% гендиректоров, второй – 46%.

В пандемию и спровоцированный ею экономический кризис гендиректора стали реже прислушиваться к советам своих финдиректоров и главных бухгалтеров, чаще принимать финансовые решения единолично и поэтому совершать ошибки, считает Алексей Фролов, гендиректор компании Forensic Solutions.

Судя по результатам исследования, финансовые директора в целом довольно позитивно оценивают познания своих гендиректоров в сфере финансов. 70% финдиректоров подтверждают, что их руководители понимают разницу между бухгалтерской и управленческой отчетностью, 74% высших руководителей прекрасно знают, во сколько бизнесу обходятся кредиты. Половина гендиректоров дотошно анализирует все затраты и способы экономии в компании.

Тем не менее пробелов в знаниях у главных начальников немало. Только 39% гендиректоров, по оценке финдиректоров, отлично разбираются в основных финансовых показателях, в том числе анализируют соотношение долга и EBITDA. 38% руководителей не имеют даже общего представления, что такое ковенанты в кредитных договорах и почему нельзя их нарушать.

Ежедневно в управленческие отчеты вникают только 19% гендиректоров, 20% вообще не интересуются, есть ли разница между бухгалтерскими и управленческими отчетами. 12% гендиректоров – фаталисты. Они не занимаются никаким бизнес-планированием.

Большинство гендиректоров плохо разбираются в бухучете, только 40% знают, что учетная прибыль и деньги на счете – разные вещи.

37% гендиректоров постоянно или время от времени озадачивают главбуха просьбами провести свои покупки как расходы организации, путая личный карман с финансами компании.

Налоговая сознательность у гендиректоров развита лучше – 60% высших начальников понимают, что экономия на налогах может обойтись дорого. Однако 18% руководителей требуют, чтобы главбух нашел способ искусственно снизить налоги за квартал до нужной суммы, а 20% требуют этого, если сумма налогов зашкаливает.

Уважение к охране труда

Краснокамский ремонтно-механический завод содержит не только внутреннего специалиста по охране труда и пожарной безопасности, но раз в месяц проводит внешний аудит охраны труда на предприятии, прибегая к услугам одной и той же аудиторской компании, рассказывает Дмитрий Теплов, гендиректор завода. По его словам, такую схему работы он увидел в США, где работал в 2005 г., и внедрил ее позднее на своем заводе. Теплов говорит, что не вникает в тонкости охраны труда ежедневно, зная, что аудиторы обнаружат ошибку.

Российских гендиректоров отличает высокая вовлеченность в вопросы охраны труда, отмечают авторы исследования «Актион-МЦФЭР».

75,9% гендиректоров имеют средний и высокий уровень знаний в сфере охраны труда. Правда, о менее очевидной области знаний (нежели требования и наказания за их нарушение), оценке профессиональных рисков, позволяющих заранее выявить опасные факторы, приводящие к травматизму работников, имеют представление лишь 52% гендиректоров.

73% высших руководителей полагают, что соблюдать требования охраны труда дешевле, чем разбираться с последствиями. 60% руководителей считают, что должны сами служить примером для сотрудников в соблюдении правил охраны труда.

Большинство руководителей (66%) понимают важность работы специалиста по охране труда для организации и стараются не загружать их дополнительными обязанностями по пожарной безопасности, экологии и гражданской обороне.